С. П.ШЕВЫРЕВ
Из писем С. С. Уварову
<...> Не будучи в состоянии слышать Шеллинга, я желал по крайней мере его видеть. Он не жил в
Минхене {Мюнхене. -- Ред.}, а удалился на лето в Нейгауз, что было мне почти по дороге в мое
Дакауское уединение, место моей работы. Я был у Шеллинга в его скромном приюте: он принял меня с
тем же радушием, с каким принимает обыкновенно Русских, питая к ним душевное сочувствие. С
выражением особенной благодарности отзывался он об отношениях своих с Вашим
Высокопревосходительством и особенно помнит, как Вы обязали его скорою присылкою каталога
Восточных манускриптов. Первый том его новой системы Философии, как мне сказывали, был совсем
уже отпечатан и готов к выходу, но он остановил его: иные говорят, потому, что он все еще не признает
своего труда довольно совершенным; он же сам ссылается на недостаток времени, причиняемый его
многообразными занятиями, сопряженными в особенности с званием его, как Президента КоролевскоБаварской
академии. Но в будущем году, т. е. нынешнею зимою, он обещает выдать свой труд
непременно. Я говорил ему о том ожидании, в каком находится все поколение, воспитанное под
влиянием его Философии и дошедшее с ним по какому-то предчувствию до великой задачи:
необходимого примирения Философии с Религией. Он был чувствителен к словам моим и сказал мне с
сильным чувством самоубеждения: "Я уверен, что Русские друзья мои будут мною довольны".
Слышавши прежде от учеников самого Шеллинга, что лучшее до сих пор изложение его настоящей
системы находится в книге Профессора Шталя Философия Права (Die Philosophie des Rechts nach
geschichtlicher Ansicht von Julius Stahl. Heidelberg, 1830. 2 Bde.), я обратился к нему с вопросом: признает
ли он это изложение верным? -- Он отвечал мне: "До сих пор из всего того, что было напечатано об моей
новой системе, Шталево изложение всех более приближается к моему собственному. Шталь с моего
позволения это напечатал и, прежде чем напечатать, сообщил мне свою рукопись. Но, как вы сами могли
заметить, изложение его не может дать полного понятия о всей моей системе: оно касается только
нравоучения в отношении к Праву. Кроме того, он отступил от меня немного тем, что в нравственных
законах мира исключительный перевес дал элементу свободы, почти не признавая необходимости: я
этого не говорю в своей системе. Необходимость есть и должна быть, но не такою, какою она является у
Гегеля. В этом отношении Шталево изложение даже не верно и не согласно с моим началом. Впрочем,
как я сказал вам, из всего печатного до сих пор это лучшее, что было сказано о моей системе".
Форма новой системы его, как уже известно, историческая: в порядке истории человечества он
развивает Откровение. Древний мир Греко-Римский входит у него как эпизод, как отступление от
главного развития: в нем видит он перерождение или искажение начала Христианского, как он
выразился. В своей книге он обещает указать место и Гегелю с его последователями, против которых
восстает очень сильно. Прекрасно выразился он о том, как Гегель понимает Бога: "Бог у Гегеля так
скован узами логической необходимости, что теряет даже Свое всемогущество; Он не может сделать
ничего необыкновенного, ничего сверхъестественного. Вот почему к Гегелеву Богу нельзя принести
молитвы: это лишнее, потому что Бог его, скованный логическою необходимостью, был бы не в силах ее
исполнить". -- Говоря со мною о Франции и соглашаясь с тем, что в ней всякое человеческое развитие
парализовано злоупотреблением преобладания политической жизни, он сказал: "Вы видите во Франции
на деле то, что Гегель изложил теоретически в своей системе: он поставил целью всего государство,
тогда как оно есть только средство к развитию человечества. Франция -- пример того, как опасно эту
мысль привести в действие".
В своей системе он обещает бросить, сколько человеческому уму возможно, взгляд и на будущее
человечество. В планы этого будущего входит и Россия, от которой ожидает он великого развития, и
особенно в религиозном отношении.
Памятны мне будут всегда свидание и разговор с Шеллингом: его большие голубые,
проницательные, всеобъемлющие глаза всего более поражают в его физиономии. Надеюсь улучить время
для слушания его лекций, которые он обещает в зимнем семестре, и тогда не премину сообщить Вашему
Высокопревосходительству результат слышанного мною. <...>
Стр.1