Степан Петрович Шевырев
Стихотворения М.Лермонтова
Оригинал здесь
Степан Петрович Шевырев (1806-1864) - один из немногих значительных критиков XIX века, чьи
статьи ни разу не переиздавались в XX веке. Поэт, переводчик, филолог, он учился в Московском
благородном пансионе; семнадцати лет (в 1823 году) поступил на службу в Московский архив Коллегии
иностранных дел, входил в литературный кружок С.Е. Раича, посещал собрания "любомудров", русских
шеллингианцев. Участвует в издании журнала "Московский вестник"; с 1829 по 1832 год живет за
границей, в основном в Италии - работает над книгой о Данте, много переводит с итальянского языка.
Вернувшись в Россию, преподает словесность в Московском университете, печатается в журнале
"Московский наблюдатель", а с 1841 года становится ведущим критиком журнала "Москвитянин",
издаваемого М.П. Погодиным.
В своей поэтической практике (см.: Стихотворения. Л., 1939) и в критических воззрениях был
сторонником "поэзии мысли" - по мнению Шевырева и его единомышленников, она должна была
сменить пушкинскую "школу гармонической точности"; наиболее значительными поэтамисовременниками
были для Шевырева В.Г. Бенедиктов, А.С. Хомяков и Н.М. Языков.
В программной статье "Взгляд русского на образование Европы" ("Москвитянин", 1841, N 1)
Шевырев писал о двух силах, сошедшихся лицом к лицу в "современной истории", - это Запад и Россия.
"Увлечет ли он нас в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? <...> Или устоим мы в своей
самобытности?" - вот вопросы, на которые хочет ответить критик нового журнала. Обозревая
современное состояние культуры Италии, Англии, Франции и Германии,Шевырев везде видит упадок. В
литературе остались лишь "великие воспоминания" - Шекспир, Дант, Гете, во Франции "болтливые
журналы" угождают "испорченному воображению и вкусу народа", "рассказывая о всяком изысканном
преступлении, о всяком процессе, безобразящем историю нравственности человеческой, о всякой казни,
которая расцвеченным рассказом может только породить в читателе новую для нее жертву". В Германии
"разврат мысли" выразился в том, что философия отошла от религии - это "Ахиллова пята"
"нравственного и духовного бытия" Германии.
В противоположность Западу русские "сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в
которых семя и залог нашему будущему развитию", - это "древнее чувство религиозное", "чувство
государственного единства", связь "царя и народа", и "сознание нашей народности". Эти "три чувства" и
составляют знаменитую формулу С.Уварова ("православие, самодержавие и народность"), родившуюся в
1832 году и надолго определившую государственную идеологию.
С Гоголем Шевырева связывала дружба; он один из адресатов "Выбранных мест из переписки с
друзьями", автор двух статей о "Мертвых душах"; после смерти писателя Шевырев разбирал его бумаги
и опубликовал (в 1855 году) "Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти" (в
том числе и главы второго тома "Мертвых душ"). Переписка Шевырева с Гоголем частично
опубликована в издании: Переписка Н.В. Гоголя в двух томах. М., 1988. Т. II. Гоголь в письме от 31
октября (12 ноября) 1842 г. благодарил Шевырева за статьи о "Мертвых душах" и соглашался с его
замечаниями.
Мы печатаем две статьи Шевырева о Лермонтове, вышедшие при жизни поэта. Статьи
печатаются по современной орфографии и пунктуации (с сохранением некоторых особенностей
авторского письма).
Публикация, вступительная статья и примечания Л.И. Соболева
Стихотворения М.Лермонтова 1
Автор "Героя нашего времени", явившийся в одно время на двух поприщах -- повествователя и
лирического поэта, издал небольшую книжку стихотворений. Прекрасные надежды видим мы и в
стихотворце, но будем и здесь искренни, как были в первом нашем разборе. Нам кажется, что еще рано
было ему собирать свои звуки, рассеянные по альманахам и журналам, в одно: такого рода собрания и
позволительны и необходимы бывают тогда, когда уже лирик образовался и в замечательных
произведениях запечатлел свой оригинальный, решительный характер. Так сожалеем мы, что нет у нас
Стр.1