П. Е.Щеголев
Из истории журнальной деятельности А. Н. Радищева
(1789 г.)
Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент.Ю. Н. Емельянова.-- М.:
Современник, 1987.-- (Б-ка "Любителям российской словесности. Из литературного наследия").
OCR Бычков М. Н.
1
Вопрос о журнальной деятельности А. Н. Радищева имеет важное, существенное значение не
только для освещения литературного развития этого великого писателя русского XVIII века, но и для
истории нашей общественности и литературы вообще. Если и до сих пор не установилось истинно
научного и строго исторического отношения к жизненному и литературному труду Радищева, то
причины этого явления нужно искать, главным образом, в том изолированном положении, которое
создано вековым преследованием сначала автора, а потом книги. Когда Радищев в 1790 году держал
ответ в канцелярии Шешковского, он настойчиво отрицался от каких-либо сношений и знакомств и
представлял себя "уединенным" литератором. Неслыханная кара, постигшая Радищева, и последовавшее
за ней систематическое подавление общественной мысли наложили печать молчания на всех, кто
действительно находился в общении с осужденным вольнодумцем, и скрыли от нас радищевские
традиции. Со временем утратились и источники наших возможных сведений, и нам остались скуднейшие
известия и неясные слухи. Правда, остается еще путь историко-литературного изучения знаменитого
"Путешествия", но и до сих пор мы еще не имеем специального исследования, которое выяснило бы
отношение книги Радищева к современной литературе и журналистике.
Вопрос о журнальной деятельности Радищева поставлен давно, еще в 1868 г. А. Н. Пыпиным {В
заметке "Крылов и Радищев. Кто писал в "Почте духов"? Вопрос из истории русской литературы
прошлого века". -- Вестник Европы, 1868, No 5, с. 419--436.}. Она имеет целую литературу, но мы не
имеем никакого определенного решения по той простой причине, что слишком скромны те данные,
которыми мы располагаем. Имя Радищева связывается с именем И. А. Крылова и с журналом "Почта
духов"1, которому принадлежит видное место в истории общественной сатиры {"Адская почта"3 [ошибка
-- следует -- "Почта духов"] доступна Ддя чтения: г-н Каллаш перепечатал ее в II и III томах "Полн. собр.
соч. И. А. Крылова". Изд. т-ва "Просвещение" [Спб., 1904; стереотипное переиздание -- Пг., 1918].-Ред.}.
Пред историками литературы стоят два вопроса: 1) один ли Крылов был автором всех писем
"Почты духов",2 изложенной в виде переписки между духами, или он имел сотрудников и 2) был ли в
числе его сотрудников А. Н. Радищев. Для нашей цели не так важен первый вопрос. Не имея в виду
останавливаться на нем, укажем, что наиболее вероятным представляется нам мнение Я. К. Грота, по
которому весь журнал принадлежит одному автору {Сатира Крылова и его "Почта духов". -- Вестник
Европы, 1868, No 3, с. 203--224 и в "Трудах" Я. К. Грота, т. III.}. Сохранилось, правда, идущее от самого
Крылова известие о том, что издатель и собственник журнала Рахманинов давал ему материал; но речь
тут, очевидно, не о готовых статьях, а именно о материалах, сообщениях. И в современной
периодической печати мы нередко наблюдаем эти явления: материалы доставляются со стороны одними
лицами и обрабатываются в статью постоянными сотрудниками. Но, перечитывая теперь "Почту духов" -
- ряд писем, которыми обмениваются духи и которые рисуют картину общественных пороков,-- трудно
допустить, что они писаны разными авторами: если же допустить это, то все-таки надо представлять себе
дело так, что все авторы действовали по указке одного, выработавшего форму изложения и
наблюдавшего за применением правил и распределением тем. Но главным лицом в журнале был 20летний
Крылов. С трудом верится, что по его указанию действовал 40-летний Радищев. Но допустим
даже, что в "Почте духов" работало несколько лиц. Какими доказательствами мы располагаем для
зачисления в их число Радищева? Все фактические данные приведены А. Н. Пьшиным, и позднейшая
литература их совершенно не увеличила. Они заключаются в двух указаниях.
Первое -- на слова Крылова своему сослуживцу Быстрову о причинах закрытия журнала и
типографии: "Знаешь, мой милый,-- говорил Крылов,-- тут много причин... полиция, и еще одно
Стр.1