Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611746)
Контекстум

Сопка с крестами

0   0
Первый авторСерафимович Александр Серафимович
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID10134
Кому рекомендованоПроза
Серафимович, А.С. Сопка с крестами : Рассказ / А.С. Серафимович .— : [Б.и.], 1907 .— 9 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/10134 (дата обращения: 17.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жгло полуденное солнце желтеющие поля, блестела знойным блеском река. <...> Но никогда не могла она представить его себе таким, каким он должен был быть теперь: выбритая наполовину голова, серый халат, тупо и мертво звучащее железо... <...> Несколько сухих и холодных строк - беглой, знакомой рукой. <...> Но отдельно от всех из темного угла сверкала пара глаз. <...> Как будто не было человека, не было платья, рук, прически, не белело лицо, только играли фосфорическим блеском ни на секунду не тухнущие глаза. <...> Горячечным блеском глядели они поверх голов, поверх чтеца, поверх громадных пространств, туда, где немо, неподвижно и мертво ожидала сопка и чернели кресты. <...> Проходили ночи, томительные, долгие, с колеблющимся, неверным полумраком, с мерцающей свечой, с двигающимися по сонным лицам, покачивающимся стенкам и потолку тенями, с немолчным говором колес. <...> Проходили дни еще более томительные, с несвязными дорожными впечатлениями и разговорами, с забывающимся гулом и стуком, к которому привыкло ухо и который ощущался только в молчании, когда поезд стоял на станциях. <...> И, положив руку на черное плечо и слегка отвернув голову, шла в мягком, томительно медлительном танце, и зал, пестреющий цветными красками людей, медленно плыл по огромному кругу. <...> В шуме и пестроте бальной жизни фразы принимали иной, больший, чем содержали, смысл, лица казались значительнее, и временами боязливо вспыхивало сознание, что, быть может, это и есть настоящая жизнь, быть может, железный порядок вещей требует пользоваться жизнью таковой, какой она дается, - ни молодость, ни время не ждут. <...> Но когда возвращалась домой и, полураздетая, с поникшей головой, задумчиво стояла над кроватью, медленно и неуклонно слезала мишура с бальной музыки, с цветов, с яркого освещения, с бальных разговоров, с бальных лиц. <...> Но почему смысл жизни - в этом угрюмом, без красок, холодном, одиноком, полном тоски и отчаяния? <...> Жизнь складывалась из кусочков, без плана, без определенно поставленной <...>
Сопка_с_крестами.pdf
Александр Серафимович Сопка с крестами ----------------------------------------------------------------------Авт.сб. "Железный поток".М., "Правда", 1981. OCR & spellcheck by HarryFan, 4 December 2000 ----------------------------------------------------------------------1 Что бы ни делала, смеялась ли, или шла по улицам, болтала в гостях, читала, или открывала щурящиеся от утреннего света глаза, всегда один и тот же постоянный, не теряющий своей болезненной остроты, не ослабляемый временем вопрос вставал: а он? Покрывалась земля снегом, белели крыши, верхушки фонарей... а он? Стояли в цвету яблони, пахло зацветающей сиренью, дымилась черная отдохнувшая земля... что-то с ним? Жгло полуденное солнце желтеющие поля, блестела знойным блеском река. Но над ним такое ли солнце? Годы проходили неумолимо и безжалостно, все менялось, но все то же оставалось: "А он?" Для других она была высокая, стройная девушка, со спокойными глазами, с большим, оттягивавшим головку узлом каштановых волос, себя она чувствовала упруго сжатой вокруг одной мысли, одного представления. Но никогда не могла она представить его себе таким, каким он должен был быть теперь: выбритая наполовину голова, серый халат, тупо и мертво звучащее железо... Представлялся он, как тогда, стройным и подвижным, открытое, смелое лицо и молодые, полные жизни глаза. Уже три года... Становилось страшно, что так же пройдет вся жизнь. Каждый день убегал, заполненный тысячами забот, дел, разговоров, мыслей, улыбок, ничего не изменяя. Раз в год или в два она получала он него несколько строк. Это был маленький серый клочок плохой, почти оберточной бумаги, с вкрапленными кусочками соломы, с пушисто и неровно оборванными краями, захватанными, со следами пятен от пальцев. Должно быть, через много тайных рук проходил этот клочок, прежде чем попасть в конверт и на почту. Часами глядела она на этот клочок, и странно было, что светит солнце, стоят дома, мчатся экипажи, что жизнь льется, равнодушная и слепая, как будто не было этого серого, измятого, тщательно расправленного клочка. Несколько сухих и холодных строк - беглой, знакомой рукой. Он говорил, что здоров, просит не беспокоиться и - главное - жить, жить своей полной жизнью, не заботясь о нем. И не было в них ласки, нежности, намека любви. И эти сухие короткие строки звучали, как похоронный звон... Уходили дни, месяцы, годы, принося свои заботы, дела, интересы, и все то же жило болезненное, бессознательно-смутное воспоминание. 2 не затянуло. Нет водоема, который бы не иссяк, нет гор, которые не были бы размыты, нет раны, которую бы Молодость просила счастья, ласки, любви; светило солнце, и весна приходила каждый раз новая, непохожая. Прошлое тускнело, как далекие очертания покидаемого края, жизнь несла только настоящее. И голоса товарищей, смех, повседневные дела, милые, ласковые глаза, мысли, книги - все оплетало невидимой и прочной паутиной. Бурлил самовар, сидели вокруг стола с молодыми лицами. Звучал смех, или загорался спор. - Вы висите в воздухе... - Нет, это вы висите в воздухе с вашей оторванностью от народа, от русского народа, от
Стр.1