Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643507)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Серафимович А.: биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID10128
АннотацияОб авторе (Серафимович Александр Серафимович).
Кому рекомендованоОб авторе
Серафимович А.: биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10128 (дата обращения: 01.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЕРАФИМОВИЧ, Александр Серафимович, псевдоним, настоящая фамилия Попов [7 <...> Детство прошло на Дону, природа которого навсегда запечатлелась в душе ребенка. <...> Семья неоднократно переезжает из города в город, пока окончательно в 1874 г. не обосновывается в станице Усть-Медведицкой (в 1933 г. она получает статус города и новое название -- г. Серафимович). <...> С. сначала учится дома, потом поступает в гимназию, не оставившую в нем ярких воспоминаний. <...> Первое же, наиболее сильное Впечатление детства -- расправа с беглым казаком -- отразится позже в рассказе "Этюд из детской жизни" (1898). <...> Впоследствии своим учителем С. назовет и Чехова, восторженное поклонение таланту которого он сохранит на всю жизнь. <...> В созданной поселенцами коммуне читалась революционная литература. <...> Изучение Маркса,-- признавался писатель,-- на всю жизнь определило направление моего писательского пути" (Собр. соч. <...> Знакомство с бытом и нравами поморов и народностей Севера подтолкнуло С. к написанию первого произведения -- рассказа "На льдине", над которым он работал целый год. <...> С. в раннем творчестве опирается на традиции Г. Успенского, Помяловского, Решетникова, однако рассказ рождал в читателе не взрыв сочувствия и сострадания к человеку труда, а чувство гордости за него, бросающего вызов природе, до конца сопротивляющегося обстоятельствам. <...> И др. рассказы 90 гг.-- "В тундре", "На плотах", "Месть", "На лимане" -- рисуют нечеловеческое напряжение сил, ярое несогласие человека с условиями существования, драматизм ежечасной борьбы за жизнь. <...> Она не пожелала заметить, что и за, казалось бы, частными конфликтами его рассказов проступают контуры общественных противоречий, социальные контрасты. <...> При этом романтические краски в обрисовке пейзажа, стихий природы у С. действительно переплетались с натуралистическими подробностями быта. <...> С. добывает себе средства на жизнь частными уроками, но продолжает и литературную <...>
Серафимович_А._биобиблиографическая_справка.pdf
СЕРАФИМОВИЧ, Александр Серафимович, псевдоним, настоящая фамилия Попов [7 (19).I.1863, станица Нижне-Курмоярская, ныне Цимлянского р. Ростовской обл.-- 19.I.1949, Москва] -писатель, журналист. Происходил из казацкой военно-чиновничьей среды. Детство прошло на Дону, природа которого навсегда запечатлелась в душе ребенка. Семья неоднократно переезжает из города в город, пока окончательно в 1874 г. не обосновывается в станице Усть-Медведицкой (в 1933 г. она получает статус города и новое название -- г. Серафимович). С. сначала учится дома, потом поступает в гимназию, не оставившую в нем ярких воспоминаний. Первое же, наиболее сильное Впечатление детства -- расправа с беглым казаком -- отразится позже в рассказе "Этюд из детской жизни" (1898). Откровением станет для будущего писателя приобщение к русской классике. О знакомстве с творчеством Л. Толстого, чья простота и искренность буквально поразили мальчика, он расскажет в очерке "Первые страницы". Впоследствии своим учителем С. назовет и Чехова, восторженное поклонение таланту которого он сохранит на всю жизнь. Окончив гимназию в 1883 г., он продолжил образование в Петербургском университете на физико-математическом факультете. Одновременно начинаются и "революционные университеты" С. Он посещает кружок Д. Благоева, знакомится с А. Ульяновым. За сочинение и распространение листовки в его защиту С. арестовывают в 1887 г. и приговаривают к ссылке в Архангельскую губ. В ссылке С. близко сошелся с революционер ром П. Моисеенко. В созданной поселенцами коммуне читалась революционная литература. "Изучение Маркса,-- признавался писатель,-- на всю жизнь определило направление моего писательского пути" (Собр. соч.: В 10 т.--М., 1948.-- Т. 8.-- С. 428). Знакомство с бытом и нравами поморов и народностей Севера подтолкнуло С. к написанию первого произведения -- рассказа "На льдине", над которым он работал целый год. Рассказ был напечатан в "Русских ведомостях" (1889). С. в раннем творчестве опирается на традиции Г. Успенского, Помяловского, Решетникова, однако рассказ рождал в читателе не взрыв сочувствия и сострадания к человеку труда, а чувство гордости за него, бросающего вызов природе, до конца сопротивляющегося обстоятельствам. И др. рассказы 90 гг.-- "В тундре", "На плотах", "Месть", "На лимане" -- рисуют нечеловеческое напряжение сил, ярое несогласие человека с условиями существования, драматизм ежечасной борьбы за жизнь. Современная С. критика, видя в его произведениях подробное описание трудовых процессов, экономических неурядиц, поспешила зачислить писателя в ряды натуралистов. Она не пожелала заметить, что и за, казалось бы, частными конфликтами его рассказов проступают контуры общественных противоречий, социальные контрасты. При этом романтические краски в обрисовке пейзажа, стихий природы у С. действительно переплетались с натуралистическими подробностями быта. В 1890 г. С. получает разрешение вернуться в родные места под надзор полиции. Он не оставляет революционную пропаганду, собирая вокруг себя молодежь. С. добывает себе средства на жизнь частными уроками, но продолжает и литературную деятельность -- пишет серию автобиографических рассказов о детстве ("Бегство в Америку", "Поход" и др.). И впоследствии события личной жизни часто становились основой многих его произведений -- отсюда пристрастии С. к точности, документу. С 1892 г. С. живет в Новочеркасске, устраивается работать в газету "Приазовский край", где выполняет обязанности и обозревателя (репортажи о мариупольской жизни), и очеркиста и фельетониста. Острота публикаций С., в которых содержались нападки на местные власти на иностранных акционеров, заставила редакцию расстаться с неугодным сотрудником, и он переходит в либеральную "Донскую речь", где также публикует статьи и очерки в защиту обездоленных обитателей дна, осуждает самоуправство и произвол буржуазных воротил. В фельетонах, очерках все отчетливее звучала уверенность писателя в невозможность исцелить "незаживающие язвы" (название одного из очерков) общества увещеваниями и отдельными реформами. В художественных произведениях этого периода мысль о противоположности и непримиримости интересов пролетариата и буржуазии отчетливо выражена в рассказах "Стрелочник", "Под землей", "Маленький шахтер", "Семишкура", "Инвалида, "Машинист", "На заводе". Рабочие обрисовываются им не только как страдальцы. Уже тогда С. начинал прозревать в них "великую силу" (Луначарский А. В. Статьи о литературе.--М., 1957.-- С. 381). В 1901 г. вышла первая книга С. "Рассказы и очерки". В 1902 г. по приглашению Л. Андреева, с которым у С. надолго установились дружественные отношения, писатель переезжает в Москву для работы в газете "Курьер". В "Курьере" он ведет постоянные рубрики "Заметки", "Обо всем", начинает большее внимание уделять вопросам искусства, выступает пропагандистом творчества писателейреалистов. Вскоре он сближается с кругом демократически настроенных писателей -- телешовской "Средой". Несколько позже становится активным "знаниевцем" (знакомство с М. Горьким состоялось в 1902 г.). Постепенно С. начинает овладевать "школой Горького", уроки которого скажутся в его произведениях периода первой русской революции, написанных по свежим впечатлениям от революционных боев: "Похоронный марш", "Мертвые на улицах", "На Пресне". По словам С, в эти дни он "увидел, как вырос... рабочий класс", оценил его "мужество и отвагу" (Собр. соч.-- Т. 3.-- С. 392).
Стр.1