СЕРАФИМОВИЧ, Александр Серафимович, псевдоним, настоящая фамилия Попов [7
(19).I.1863, станица Нижне-Курмоярская, ныне Цимлянского р. Ростовской обл.-- 19.I.1949, Москва] -писатель,
журналист. Происходил из казацкой военно-чиновничьей среды. Детство прошло на Дону,
природа которого навсегда запечатлелась в душе ребенка. Семья неоднократно переезжает из города в
город, пока окончательно в 1874 г. не обосновывается в станице Усть-Медведицкой (в 1933 г. она
получает статус города и новое название -- г. Серафимович). С. сначала учится дома, потом поступает в
гимназию, не оставившую в нем ярких воспоминаний. Первое же, наиболее сильное Впечатление детства
-- расправа с беглым казаком -- отразится позже в рассказе "Этюд из детской жизни" (1898).
Откровением станет для будущего писателя приобщение к русской классике. О знакомстве с
творчеством Л. Толстого, чья простота и искренность буквально поразили мальчика, он расскажет в
очерке "Первые страницы". Впоследствии своим учителем С. назовет и Чехова, восторженное
поклонение таланту которого он сохранит на всю жизнь.
Окончив гимназию в 1883 г., он продолжил образование в Петербургском университете на
физико-математическом факультете. Одновременно начинаются и "революционные университеты" С. Он
посещает кружок Д. Благоева, знакомится с А. Ульяновым. За сочинение и распространение листовки в
его защиту С. арестовывают в 1887 г. и приговаривают к ссылке в Архангельскую губ.
В ссылке С. близко сошелся с революционер ром П. Моисеенко. В созданной поселенцами
коммуне читалась революционная литература. "Изучение Маркса,-- признавался писатель,-- на всю
жизнь определило направление моего писательского пути" (Собр. соч.: В 10 т.--М., 1948.-- Т. 8.-- С. 428).
Знакомство с бытом и нравами поморов и народностей Севера подтолкнуло С. к написанию первого
произведения -- рассказа "На льдине", над которым он работал целый год. Рассказ был напечатан в
"Русских ведомостях" (1889). С. в раннем творчестве опирается на традиции Г. Успенского,
Помяловского, Решетникова, однако рассказ рождал в читателе не взрыв сочувствия и сострадания к
человеку труда, а чувство гордости за него, бросающего вызов природе, до конца сопротивляющегося
обстоятельствам. И др. рассказы 90 гг.-- "В тундре", "На плотах", "Месть", "На лимане" -- рисуют
нечеловеческое напряжение сил, ярое несогласие человека с условиями существования, драматизм
ежечасной борьбы за жизнь. Современная С. критика, видя в его произведениях подробное описание
трудовых процессов, экономических неурядиц, поспешила зачислить писателя в ряды натуралистов. Она
не пожелала заметить, что и за, казалось бы, частными конфликтами его рассказов проступают контуры
общественных противоречий, социальные контрасты. При этом романтические краски в обрисовке
пейзажа, стихий природы у С. действительно переплетались с натуралистическими подробностями быта.
В 1890 г. С. получает разрешение вернуться в родные места под надзор полиции. Он не оставляет
революционную пропаганду, собирая вокруг себя молодежь. С. добывает себе средства на жизнь
частными уроками, но продолжает и литературную деятельность -- пишет серию автобиографических
рассказов о детстве ("Бегство в Америку", "Поход" и др.). И впоследствии события личной жизни часто
становились основой многих его произведений -- отсюда пристрастии С. к точности, документу.
С 1892 г. С. живет в Новочеркасске, устраивается работать в газету "Приазовский край", где
выполняет обязанности и обозревателя (репортажи о мариупольской жизни), и очеркиста и
фельетониста. Острота публикаций С., в которых содержались нападки на местные власти на
иностранных акционеров, заставила редакцию расстаться с неугодным сотрудником, и он переходит в
либеральную "Донскую речь", где также публикует статьи и очерки в защиту обездоленных обитателей
дна, осуждает самоуправство и произвол буржуазных воротил. В фельетонах, очерках все отчетливее
звучала уверенность писателя в невозможность исцелить "незаживающие язвы" (название одного из
очерков) общества увещеваниями и отдельными реформами. В художественных произведениях этого
периода мысль о противоположности и непримиримости интересов пролетариата и буржуазии отчетливо
выражена в рассказах "Стрелочник", "Под землей", "Маленький шахтер", "Семишкура", "Инвалида,
"Машинист", "На заводе". Рабочие обрисовываются им не только как страдальцы. Уже тогда С. начинал
прозревать в них "великую силу" (Луначарский А. В. Статьи о литературе.--М., 1957.-- С. 381).
В 1901 г. вышла первая книга С. "Рассказы и очерки". В 1902 г. по приглашению Л. Андреева, с
которым у С. надолго установились дружественные отношения, писатель переезжает в Москву для
работы в газете "Курьер". В "Курьере" он ведет постоянные рубрики "Заметки", "Обо всем", начинает
большее внимание уделять вопросам искусства, выступает пропагандистом творчества писателейреалистов.
Вскоре он сближается с кругом демократически настроенных писателей -- телешовской
"Средой". Несколько позже становится активным "знаниевцем" (знакомство с М. Горьким состоялось в
1902 г.). Постепенно С. начинает овладевать "школой Горького", уроки которого скажутся в его
произведениях периода первой русской революции, написанных по свежим впечатлениям от
революционных боев: "Похоронный марш", "Мертвые на улицах", "На Пресне". По словам С, в эти дни
он "увидел, как вырос... рабочий класс", оценил его "мужество и отвагу" (Собр. соч.-- Т. 3.-- С. 392).
Стр.1