Залыгин Сергей Павлович
О нашем наследии
Date: декабрь 2009
Изд: Семенов С. Т. Рассказы и повести (Из литературного наследия) / Сост., вступ. статья С. П.
Залыгина. --М.: Современник, 1983.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
REM: Вступительная статья к сборнику произведений С. Т. Семенова и ко всей серии книг "Из
литературного наследия"
О нашем наследии
Стремительность современного мира мы часто именуем "прогрессом", а это не всегда так, а часто
и -- совсем не так.
Стремительность -- антипод памяти. Она все время занята самою собой, днем сегодняшним и
моментом текущим, а то, что было вчера, какие еще вчера на нынешней земле были люди, какими они
жили трудами, какими мыслями, какой нравственностью, -- все это не в счет. Во всяком случае, не в
серьезный счет, а понарошке, в виде личного хобби, например.
Между тем, если современность теряет память, если уже прошлое столетие и даже полустолетие
представляется ей тьмою веков, такою же, как само происхождение Земли и человека на Земле, это
значит, что она, современность, обретя свою цивилизацию, теряет культуру. Потому что культуры нет
без истории, без исторической памяти, без понимания жизни, деятельности и устремлений многих и
многих предшествующих поколений.
И дело здесь не только в знаниях фактических, -- недостаточно знать, когда, где и что произошло,
когда начинались и когда заканчивались войны, когда, где и кто из великих мира сего родился и умер, -дело
еще и в другом: в той сопричастности к истории, которая позволяет чувствовать себя не только
человеком вообще, но и человеком определенной земли, определенного языка, определенной истории.
Эта конкретность необходима нам все по той же причине: только из нее и возникает культура -- и
все то, что мы называем достижениями духа, и то, что мы называем гражданственностью.
Других путей к этим достижениям мы не знаем.
Нельзя ведь выучить иностранный язык, не зная языка родного, нельзя стать гражданином мира,
не будучи гражданином той или иной страны, нации, нельзя хоть в какой-то степени понять и узнать
человечество, не зная, что такое человек, не только в сегодняшнем, но и во всем том, что мы называем
происхождением.
И какие бы трудности, невзгоды и потрясения, победы и поражения ни выпали на долю того или
иного народа -- это всегда он. Он сам не только в прошлом, но и в настоящем, потому что история народа
-- это для него не столько понятие и представление, сколько его опыт, характер, привычка, его язык и
даже -- черты его внешнего облика.
И в создании, и в осознании своего прошлого особая, не сравнимая ни с чем другим, роль
принадлежит искусству и литературе, причем не только классической, но и представленной именами тех
писателей, которые сравнительно недолгое время живут в памяти потомков.
Да, нынче они забыты, но, во-первых, это еще не значит, будто они не сыграли своей роли в
развитии отечественной литературы, а во-вторых, забывчивость по отношению к ним далеко не всегда
оправданна. Тут следует иметь в виду, что классики, положим, Толстой, Достоевский или Тургенев,
создавали прежде всего картины духовного развития нации. Поэтому герои их произведений -- это в
первую очередь мыслители, интеллектуальная элита, и даже более того своего рода философы,
поскольку литература -- это ведь еще и мышление в образах. Конечно, великие произведения тоже не
обходятся без героев самих обыкновенных, без посредственностей и даже глупцов, но, само собою
разумеется, не они воплощают мысль -- авторскую, общественную мысль своего времени, либо какую-то
еще; если они и нужны классику, то только в том смысле, который необходим для противопоставления
мыслителя немыслителю или для конфликта между ними.
Разумеется, классика необходима любой литературе, нет классики -- нет в полном смысле слова и
литературы, нет присущего нации литературно-художественного языка, ни даже соответствующего
литературного мышления, однако же при всем при том создает ли классика полную картину реальной
жизни народа? Его быта и бытующих в данный исторический момент понятий и представлений об
Стр.1