Леонид Дмитриевич Семенов
Размышления о Будде
Date: 11 октября 2008
Изд: Л.Д.Семенов "Стихотворения. Проза".
Серия "Литературные памятники",М., "Наука", 2007.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДДЕ
Будда, достигнув совершенства, не остался безучастным к миру, а предпочел опять вернуться в
мир, движимый состраданием к нему и милосердием, чтобы и других привести к бесстрастию и
освобождению от цепей страданий. Так в жизни он, милосердный, эту любовь или сострадание -поставил
выше Нирваны1 и умел в жизни, как рассказывает о нем предание, лучами такой любви
окружать тех, кого хотел спасти, что никто не мог устоять перед ним. Очевидно, это была не та любовь, от
которой он освобождал себя в начале пути, только он не нашел ей слово еще. Христианство же отличило -
- любовь плотскую -- т. е. любовь желающую себе и другим плотских благ, обыкновенную среди людей -и
действительно держащую людей на цепи у мира -- от любви духовной. Первую, как и Будда (Будда
только о первой и говорит), оно на первых ступенях "освобождения" осудило; ко второй, которой Будда
не нашел еще имени, -- оно обратило все свои взоры и ее-то в лице Иисуса Христа и провозгласило
открыто за начало и конец всего, за высшее и последнее Благо мира, за Альфу и Омегу жизни. И
справедливо, ибо и Будда в пути своем к освобождению ни разу не был остановлен Ею -- т. е. Богом -Богом
Христианским, как Его понимает христианство и мы. Разве не эта Любовь, т. е. не Бог, не Господь
по-нашему -- увела его из царских палат в пустыню. Ведь не себе он пошел искать успокоения и спасения,
а повергнутый в ужас страданием других и всего мира. Найти спасение миру -- вот какая божественная
мысль руководила им и поддерживала его в его 40-летних скитаниях по лесам его родины, и она же
вывела его из лесов опять к народу -- и поставила для них светочем на пути. Так христианство, -- пройдя
путь осьмиричный Будды2, возглавливает его последним словом Мудрости, словом о любви -- которую
знал уже, конечно, и сам Будда. -- И поныне истина этого пути есть та: Любовь есть начало и конец пути и
без любви не достигаешь ничего.
"Если будешь просить Света себе, ради себя, а не ради других, то ты не получишь". Так приняли
мы и слышали истину об этом пути от одного из ныне живущих братьев3. Эту истину знал, конечно, и
Будда, знают и все истинные подвижники в своих лесах и ею живут. Что же другое и может поддерживать
их в их страшных потах и трудах -- как не эта мысль, что не одни они, а другие спасутся через их труд,
ибо все мы -- одно и на всех нас один грех и одна благодать.
КОММЕНТАРИИ
Беловой автограф (Архив РАН (СПб.). Ф. 873. Оп. 3. Ед. хр. 52).
Данный текст включен в записки "Грешный грешным" между частью первой, условно названной
нами "Сестра Маша", и частью второй "Отказ от войны". Как и ГГ, "Размышления о Будде" отражают
напряженные религиозные искания автора. Однако если во всех других известных нам текстах Семенова
его религиозные искания остаются в кругу христианской проблематики, здесь они выходят за ее пределы.
"Размышления о Будде" никак не связаны с мемуарами-романом-исповедью-дневником на уровнях
фабулы, образной системы и тематики. Данный текст с записками ГГ никак не связан. Принимая во
внимание необыкновенно сложные обстоятельства, в которых ГГ создавался, отсутствие условий для
упорядоченной литературной работы, мы полагаем, что "Размышления о Будде" --самостоятельный
литературный труд Семенова, лишь случайно оказавшийся инкорпорированным в мемуары-романисповедь-дневник,
где он теряется, и публикуем его отдельно.
Русские религиозные философы рубежа XIX-XX вв., в том числе Толстой, влияние учения и
личности которого Семенов испытывал в последнее десятилетие своей жизни, высоко ценили буддизм и
Стр.1