Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
  Расширенный поиск

Издательский дом Московского физического общества

← назад
Результаты поиска

Нашлось результатов: 15

Свободный доступ
Ограниченный доступ
1

О взаимодействии проводящих сфер в неконцентрическом сферическом конденсаторе

Решены задачи об определении силы взаимодействия между заземленной проводящей сферой и меньшей заряженной сферой, не концентрично вложенной в заземленную большую. Задачи решены в двух постановках: внутренняя сфера поддерживается при постоянном потенциале и внутренняя сфера имеет постоянный заряд. Полученные решения сравниваются с приближенным решением и с известным решением для точечного заряда внутри проводящей заземленной сферы.

2

Ответственность субъектов российского образования за уровень преподавания физики в высшей школе

Обсуждается роль участников российской образовательной системы в повышении качества преподавания в высшей школе. Показано, что на государственном уровне эта проблема упирается в невостребованность молодых специалистов со стороны большой науки и промышленности. Деятельность Министерства образования и науки сосредоточена на разработке новых стандартов и образовательных программ в отрыве от реальных проблем, стоящих перед педагогическим сообществом. Профессиональная деятельность педагогов высшей школы по многим параметрам не соответствует изменившимся реалиям времени и требует модернизации с учетом мирового опыта. Важную роль в повышении качества преподавания физики должны сыграть общекультурные компетенции и психоэмоциональный уровень самих студентов.

3

Опыт института магистратуры национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в реализации сетевых форм обучения

Представлены результаты внедрения сетевых форм обучения в Институте магистратуры НИЯУ МИФИ. Анализируется опыт организации, реализации и формы сетевых систем сотрудничества в области образования с партнерами НИЯУ МИФИ: предприятиями ГК Росатом, Российскими научными центрами и институтами РАН, инновационными центрами г. Москвы и Московской области, зарубежными университетами и научными центрами.

4

О природе фотона

Анализируется вопрос о природе фотона. Фотон является релятивистской частицей c массой покоя, равной нулю и скоростью, равной скорости света с. Фотон можно рассматривать как частицу, имеющую размер порядка длины волны, и которая локализована внутри «пакета». Размер «пакета» определяется временем излучения t, т.е. длина «пакета » – ct.

5

О числах в математике и в физике

Показано, что принципиальная неизмеримость иррациональных чисел, встречающихся в теоретических моделях математической физики, делает проблематичной экспериментальную верификацию этих моделей и должна приниматься во внимание при обсуждении границ применимости теоретических конструкций, в частности, концепции детерминизма Лапласа. В экспериментальной физике использование дискретных вещественных чисел в качестве численных оценок значений физических величин, строго говоря, не имеет смысла. Такой оценкой является только доверительный интервал, в котором с определенной вероятностью прогнозируется нахождение измеренных значений. Это, в частности, приводит к необходимости критического обсуждения физического смысла понятий равенства и неравенства измеренных значений физических величин.

6

Оптимизация физических практикумов в технических университетах в цикле естественнонаучных дисциплин

Авторами разработана и внедрена методическая система организации учебного процесса, направленного на оптимизацию проведения физических практикумов при изучении некоторых специальных дисциплин и курса общей физики в условиях открытого образования.

7

О решении одной задачи на тему «контактная разность потенциалов»

Статья посвящена решению задачи о нахождении поля вблизи контакта двух различных проводников. Предложенное решение, основанное на методе конформных отображений, отличается от того, которое предлагают авторы курса теоретической физики Л. Ландау и Е. Лифшиц. Оно проще, является точным и не требует догадки относительно вида решения.

8

Органичное сочетание историко научного (ретроспективного) и основного предметного знания при изучении физики в медицинских университетах

Автор: Коржуев А.В.

В статье обсуждается возможность включения историко"научного материала в содержание курса физики для медицинских университетов – основной акцент сделан на теории возникновения и свойствах нервного импульса (потенциала действия), сконструированной Ходжкиным и Хаксли в середине ХХ века.

9

О неправомерности использования нормального распределения для оценки случайной погрешности в экспериментах с малым объемом выборки

Автор: Котов Ю.Б.

Практически любая обработка случайных погрешностей величин, измеряемых в лабораторных практикумах вузов, проводится на основе гауссова распределения и критерия Стьюдента. Применение такой статистики в каждом конкретном случае требует проверки экспериментального распределения на нормальность (гауссовость) распределения. Несмотря на обилие литературы по математической статистике, авторы считают необходимым напомнить читателю, что при выборках малого объема (т.е. при малом числе измерений) гауссова статистика неприменима, а ее повсеместное использование без проверки на нормальность приучает студента заранее ошибочно считать все распределения гауссовыми. Мы полагаем, что все учебные пособия вузов, предназначенные для практикумов, должны быть пересмотрены и скорректированы с этой точки зрения.

10

Организация физического практикума в техническом университете

Автор: Морозов А.Н.

Описан исторический путь развития лабораторного практикума кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сформулированы принципы построения современного физического практикума в техническом университете. Рассматривается реализация этих принципов на примере учебно&лабораторного комплекса кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана – «Дома Физики», предназначенного для обучения студентов всех факультетов и специальностей. Показана значимость технического оснащения современного лабораторного практикума для качественного освоения курса физики, изучения современных методов экспериментального исследования физических явлений и процессов, получения практических навыков на основе инновационных разработок, адаптации в применении фундаментальных знаний при решении прикладных и технических задач. Лабораторный практикум для изучения курса общей физики функционирует совместно с лабораториями для научно&исследовательской работы студентов, что позволяет развивать на кафедре физики трехступенчатую систему лабораторного практикума для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в университете.

11

О классификации видов применения ПК в физическом эксперименте

Автор: Скочилов П.Н.

В статье рассмотрены различные виды компьютерного эксперимента, их классификация. Устанавливается соответствие между типом компьютерного эксперимента и задачами, выполняемыми компьютером.

12

О факторах, повышающих мотивационную компоненту физического образования в вузах МЧС России

Автор: Крылов А.Н.

Рассматривается вопрос актуальности изучения курса физики в высших учебных заведениях МЧС России. Предложена концепция повышения качества преподавания курса физики в этих учебных заведениях. Обоснована необходимость дополнительных профессиональных знаний, которыми должен обладать преподаватель физики вуза МЧС России для своей успешной деятельности.

13

Организация и контроль формирования компетенций студентов при изучении физики

Автор: Кучеренко Л.В.

Обсуждаются результаты оценки степени сформированности компетенций студентов направления 111500.62 «Промышленное рыболовство» при изучении физики с использованием материалов организационного и методического обеспечения.

14

О системе естественнонаучного образования студентов физических специальностей вузов

Автор: Семенова Е.Ю.

На основании анализа содержания университетской профессиональной подготовки студентов в области физики и ее преподавания сделан вывод о необходимости построения единой взаимно согласованной системы естественнонаучного образования, органически включенной в систему профессиональной подготовки.

15

О нормировке в курсе общей физики

Автор: Николаев В.И.

Обсуждаются примеры применения процедуры нормировки из различных разделов курса общей физики. Показано, что во всех случаях нормировка – это устранение неоднозначности в количественном выражении физической величины.