Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
  Расширенный поиск

Издательский дом Московского физического общества

← назад
Результаты поиска

Нашлось результатов: 11

Свободный доступ
Ограниченный доступ
1

К научнотеологической парадигме в мировоззренческом аспекте физического образования

В статье обсуждается развитие устоявшегося подхода педагогики высшей школы к воспитанию мировоззрения обучаемых, которое учитывает современное возрождение конструктивного диалога науки и христианской религии (православия), имманентно присущей в прошлом и настоящем российскому обществу и государственности. Показано, что основание диалога двух различных областей знаний на принципе дополнительности Н. Бора обладает потенциалом учреждения мировоззренческой платформы нового поколения, расширяющим возможности становления духовной зрелости человека как его наивысшей потребности и основы целостного мировоззрения. Процесс его становления представлен в виде перехода от аддитивного раздельного изучения необходимой совокупности научных и метафизических знаний к освоению их боровской дополнительности, которая является необходимым условием синергии их взаимодействия.

2

К вопросу об организации практических занятий студентов строительной специальности университета

В данной статье рассмотрен алгоритм проведения практических занятий архитектурной климатологии и акустики на строительном факультете университета. В отличие от традиционного методического обеспечения практического фрагмента курса общей физики, предлагаемый алгоритм предусматривает знакомство студентов с решением проблемы проектирования физической среды помещений, обеспечивающей комфортное пребывание людей и условий технологических процессов. Такой подход может способствовать повышению мотивационной составляющей учебного процесса.

3

Компьютерное 3D моделирование вращательного движения в студенческих виртуальных проектах

Проектный метод используется в обучении физике. Студенты второго курса технического университета разрабатывают виртуальные проекты – компьютерные программы, позволяющие проводить интерактивные виртуальные эксперименты с динамической 3D визуализацией моделируемых процессов. В статье рассматриваются примеры компьютерного моделирования вращательного движения.

4

Краткий вывод формулы для силы Абрагама

В данной методической заметке предложены простые способы вывода выражения для плотности силы Абрагама, действующей со стороны электромагнитного поля на вещество. Эти способы полезны для начального ознакомления в лекционных курсах.

5

К истории общего физического практикума. Оптика

В 2009 году исполнилось сто лет с выхода в свет первого руководства к выполнению лабораторных работ по физике профессора Московского университета А.П. Соколова [1]. С тех пор и в московском университете, в других вузах нашей страны, а также за рубежом было разработано множество лабораторных работ, посвященных изучению различных физических явлений и физических законов самыми разнообразными методами. По материалам учебных пособий различных вузов, посвященных физическому практикуму, по материалам публикаций в различных журналах, в том числе в реферативном журнале «Физика», на физическом факультете МГУ написаны книги [2–4], в которых собрана информация о лабораторных работах по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, опубликованных за прошедшие сто лет. В настоящей статье представляется книга [5], в которой описаны опубликованные за эти годы лабораторные работы по оптике.

6

Краткий очерк эволюции термодинамики и связанные с этим вопросы преподавания этой дисциплины в курсах общей и теоретической физики

В статье предложена краткая периодизация эволюции важной части физической науки – термодинамики, история которой началась со знаменитой работы С. Карно (1824 год) и к настоящему времени насчитывает почти 200 лет. Предложенная периодизация является, конечно, достаточно условной и состоит, на взгляд автора, из восьми – десяти этапов постоянно сокращающейся длительности – от 35–45 лет в первое столетие развития термодинамики до 25 – 10 лет во второе столетие. Основная цель построения подобной периодизации состояла том, чтобы сопоставить этапы эволюции и развития термодинамики как науки с ее отражением в преподавании физики в вузах – как на уровне общей, так и теоретической физики. Показано, что основное содержание многих современных учебников охватывает лишь часть указанных этапов и нуждается в определенной модернизации – например, даже в столь традиционном вопросе как эффективность тепловой машины для инженерных специальностей вузов.

7

Компьютерная лабораторная работа «Атом водорода в квантовой механике»

Автор: Слабженников С.Н.

В данной работе приводится пример компьютерной лабораторной работы, которая формирует начальные теоретические исследовательские навыки студентов. Выполняя предложенную лабораторную работу, студенты проходит основные этапы исследования, начиная от построения модели явление до интерпретации виртуальных экспериментальных данных.

8

К истории общего физического практикума. Электричество и магнетизм

Автор: Козлов В.И.

В 2009 году исполнилось сто лет с выхода в свет первого руководства к выполнению лабораторных работ по физике профессора Московского университета А.П. Соколова [1]. С тех пор и в московском университете и в других вузах нашей страны и за рубежом было создано множество лабораторных работ, посвященных изучению различных физических явлений и физических законов самыми разнообразными методами [24]. По материалам учебных пособий физического факультета МГУ и других вузов, посвященных физическому практикуму, по материалам публикаций в различных журналах, в том числе в реферативном журнале «Физика», на физическом факультете МГУ созданы книги [5, 6], в которых собрана информация о лабораторных работах по механике и молекулярной физике, опубликованных за прошедшие сто лет. В настоящей статье представляется книга [7], в которой описаны опубликованные за эти годы лабораторные работы по электричеству и магнетизму.

9

Кинематические секреты старинных игр. Городки

Автор: Тетелева Е.М.

Объекты и явления естественного окружения – весьма слабо используемый в практике современной российской школы ресурс, обладающий значительным мотивационным потенциалом при изучении физики. В частности, многие старинные игры благодаря уникальному сочетанию контекста и физического контента могут служить основой для разработки открытых учебных модулей по некоторым разделам механики. Соответствующие пакеты нерафинированных задач, как показано в данной работе на примере игры «Городки», позволяют естественным образом сместить акценты занятий на работу с главным: постановкой и формулированием проблем, построением моделей, планированием экспериментов, анализом допущений и следствий.

10

Как устанавливается магнитное поле, когда в проводнике включают ток?

Автор: Гайдуков Г.Н.

Приведено два решения задачи о формировании электрического и магнитного полей устанавливающимся во времени током: одно на основе уравнений Максвелла, другое с использованием малоизвестных формул О.Д. Ефименко. Эти формулы являются решением уравнений Максвелла и демонстрируют непосредственную зависимость полей E и B от их источников: плотностей заряда ρ и тока j, а также их производных по времени ρ и j. Второй метод, в отличие от первого, доступен студентам, изучающим вводный курс физики, позволяет более просто решать ряд задач электродинамики, и не использует представлений, согласно которым переменное электрическое поле является источником магнитного, а переменное магнитное – источником электрического, которые часто приводят к предрассудкам о природе электромагнитного поля.

11

Кривые Лиссажу и симметрия

Автор: Рыбин Б.С.

Показано, что все фигуры Лиссажу – симметричные кривые. Рассмотрены виды симметрии, присущие этим кривым. Введено понятие ориентации для фигур Лиссажу. Исследовано влияние начальной фазы на форму и ориентацию фигур Лиссажу. Основные выводы проиллюстрированы соответствующими графиками.