И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день...
Строками торжественного гимна встретила родина возвратившегося из Италии создателя великой картины.
Эта книга — повествование о художнике Карле Брюллове, человеке, для которого главным в жизни были творчество и свобода, свободное творчество. В непростое время, выпавшее ему на долю (а когда подлинному художнику выпадали на долю простые, «легкие» времена!), Карл Брюллов умел быть свободным там, где каждый шаг подчинялся приказам и повелениям, умел оставаться самим собой, когда для каждого деяния имелся предлагаемый образец.
Рядом с главным героем в книге живут, действуют многочисленные его современники — живописцы, писатели, музыканты, артисты,
цари и царедворцы, политики и ученые, люди, которым, как и Карлу
Брюллову уготовано было оставить свой след в истории. «Чему, чему
свидетели мы были!..» — писал о своем (и вместе о брюлловском веке)
Пушкин, о веке, «потрясаемом сильными страстями», веке «сильных
кризисов», как отмечали в отзывах о «Последнем дне Помпеи» (а для
какого подлинного художника его век — не век сильных страстей!).
Повествование о Карле Блюллове открывает читателю, как время-век, события жизни вместе с чертами личности творца воплощаются в его созданиях.