МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СУБЪЕКТАХ РФ
ЦЕНТР ГЧП ВНЕШЭКОНОМБАНКА
O ВВЕДЕНИЕ. <...> Механизмы государственночастного партнерства (ГЧП) являются базовой конструкцией
привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных
видов инфраструктуры. <...> Органы
государственного или муниципального управления могут использовать ГЧП вместо традици-
38
ЛОББИСТ ¨ 2011 ¨ №3
онных методов бюджетного финансирования капитальных вложений в объекты общественной
инфраструктуры или повышение
качества общественных услуг. <...> При этом
стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства... <...> »
В соответствии с Федеральным законом «О Банке развития», Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка
одним из приоритетов в деятельности Внешэкономбанка является
использование
инструментов
ГЧП. <...> Одним из важнейших стратегических ориентиров Внешэкономбанка на период 2008-2012 гг.
является обеспечение доли проектов, финансируемых на принципах ГЧП, в портфеле проектов
Банка на уровне не ниже 30% от
совокупного объема финансируемых Банком проектов. <...> Для реализации задач Банка в
области ГЧП создан Центр ГЧП
Внешэкономбанка. <...> Ответственность за организацию проектов ГЧП лежит на органах государственной власти и местного
самоуправления субъектов Российской Федерации (далее – ОГМУ). <...> Опыт реализации соглашений
о сотрудничестве, взаимодействия с регионами, имеющийся в
Банке, информационный обмен с
Игроки – регионалы
регионами выявил ряд недостатков, препятствующих развитию
ГЧП, в том числе:
– отсутствие
квалифицированно подготовленных проектов;
– недостаточная квалификация кадров;
– приоритет модели бюджетного финансирования при выборе
схем реализации проектов;
– отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств, отвечающих
за соответствующие инвестиционные проекты;
– разнобой <...>
Методические_рекомендации_по_созданию_и_организации_деятельности_региональных_центров_государственно-частного_партнерства_в_субъектах_РФ__Центр_ГЧП_Внешэкономбанка.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В СУБЪЕКТАХ РФ
ЦЕНТР ГЧП ВНЕШЭКОНОМБАНКА
O ВВЕДЕНИЕ.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Потребности местных сообществ
в модернизации старых и
сооружении новых объектов общественной
возрастают
(потребности роста
энергоэффективности,
инфраструктуры
компенсация
амортизации сетей ЖКХ,
восстановление и развитие дорожной
сети, обновление парка
общественного транспорта и т. д.)
Усиление бюджетных ограничений
на федеральном и субфедеральном
уровнях приводят к
смене логики государственной
инвестиционной политики. Если
ранее формировалось представление
о том, что финансирование
инфраструктурных инвестиционных
проектов в регионах
должно происходить либо за
счет
только
бюджетных
средств – через долгосрочные
целевые программы и с использованием
субсидий Инвестиционного
фонда Российской Федерации,
либо за счет частных инвестиций,
то теперь стало ясно,
что федеральный и региональные
бюджеты с ранее принятыми
инвестиционными программами
не справляются. Следовательно,
нужно искать источники внебюджетного
финансирования,
подкрепляемые
бюджетными
обязательствами.
Механизмы государственночастного
партнерства (ГЧП) являются
базовой конструкцией
привлечения внебюджетных инвестиций
в развитие различных
видов инфраструктуры. Органы
государственного или муниципального
управления могут использовать
ГЧП вместо традици38
ЛОББИСТ
¨ 2011 ¨ №3
онных методов бюджетного финансирования
капитальных вложений
в объекты общественной
инфраструктуры или повышение
качества общественных услуг.
Этим они достигают целей оптимизации
и экономии бюджетных
расходов, значительного улучшения
качественных и количественных
параметров при реализации
проектов, социального обслуживания
населения.
Таким образом, формируется
спрос на привлечение внебюджетного
финансирования капитальных
вложений в региональную
общественную инфраструктуру
на условиях сложных схем
финансовой «сборки» проектов,
на квалификации для осуществления
такой деятельности, а,
следовательно и ее системы государственного
и муниципального
управления, законодательной и
договорной основы.
В Бюджетном послании Президента
Российской Федерации о
бюджетной политике в 2011-2013
годах указывается, что «необходимо
повысить эффективность
использования государственных
инвестиций. Наряду с задачами,
за решение которых полностью
отвечает государство, они должны
стать катализатором для вложения
средств частного сектора в
те сферы и проекты, где одновременно
с использованием
бюджетных средств возможно и
целесообразно привлечение внебюджетных
ресурсов. При этом
стоит более интенсивно использовать
механизмы государственно-частного
партнерства...» Кроме
того, «...необходимо методологически
помочь в этой работе
органам государственной власти
субъектов Российской Федера
ции
и органам местного самоуправления...»
В
соответствии с Федеральным
законом «О Банке развития»,
Меморандумом о финансовой
политике Внешэкономбанка
одним из приоритетов в деятельности
Внешэкономбанка является
использование
инструментов
ГЧП. Одним из важнейших стратегических
ориентиров Внешэкономбанка
на период 2008-2012 гг.
является обеспечение доли проектов,
финансируемых на принципах
ГЧП, в портфеле проектов
Банка на уровне не ниже 30% от
совокупного объема финансируемых
Банком проектов.
Для реализации задач Банка в
области ГЧП создан Центр ГЧП
Внешэкономбанка. Деятельность
Центра ГЧП Внешэкономбанка
направлена на создание и поддержку
рынка проектов ГЧП в регионах
России. Формирование
рынка проектов ГЧП должно происходить
в соответствии с отраслевыми
и региональными стратегиями
развития, при этом основным
механизмом их реализации
будет запуск тендеров на заключение
контрактов ГЧП и их последующее
выполнение. Ответственность
за организацию проектов
ГЧП лежит на органах государственной
власти и местного
самоуправления субъектов Российской
Федерации (далее – ОГМУ).
В этой связи важнейшими
партнерами Внешэкономбанка
являются региональные или муниципальные
органы власти, ответственные
за организацию
проектов ГЧП.
Опыт реализации соглашений
о сотрудничестве, взаимодействия
с регионами, имеющийся в
Банке, информационный обмен с
Игроки – регионалы
Стр.1