С. Праскова*
ЕДИНАЯ МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА:
ШАГ ВПЕРЕД ИЛИ ДВА НАЗАД?
ные абзацем третьим части 2
статьи 34 Федерального закона
от 6 октября 2003 года ¹131-ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в
Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон). *Согласно
данному абзацу уставами муниципального
района и поселения,
являющегося административным
центром муниципального района,
может быть предусмотрено образование
местной администрации
муниципального района, на
которую возлагается исполнение
полномочий местной администрации
указанного поселения. В
этом случае в поселении, являющемся
С
административным
центром
муниципального района,
местная администрация не образуется.
Идея,
заложенная в этой норме,
не отличается принципиальной
новизной, она обсуждается
уже значительный период времени.
Основной проблемой, которую
стремился решить федеральный
законодатель, является
наличие двух самостоятельных
управленческих структур в пределах
одного населенного пункта:
органов муниципального района
и органов поселения, в которое
входит населенный пункт,
наделенный статусом административного
центра этого муниципального
района. Такое «двоевластие»,
по мнению практиков,
приводит к увеличению управленческого
аппарата, необоснованной
конкуренции между местными
администрациями, рассредоточению
материальных и финансовых
ресурсов, находящихся
* Светлана Васильевна Праскова,
заведующая отделом конституционного
права Иркутского областного
государственного казенного научноисследовательского
учреждения «Институт
законодательства и правовой
информации имени М.М. Сперанского»,
к.ю.н., доцент.
6
1 января 2011 г. вступили в
силу положения, установленна
территории административного
центра, а также снижает эффективность
осуществления местного
самоуправления на территории
муниципального района в
целом.1
Попытки устранить существование
двух уровней местной
власти в пределах административного
центра муниципального
района предпринимались практически
с момента принятия
Федерального закона, предусмотревшего
обязательность
двухуровневого
местного самоуправления.2
При
этом варианты
устранения «двоевластия» предлагались
разные: 1) отказ от
создания поселения в населенном
пункте – административном
центре с одновременным вхождением
его территории непосредственно
в состав муниципального
района;3
2) полный отказ
от органов местного самоуправления
поселения с одновременным
наделением их полномочиями
органов муниципального
района;4
http://www.lenobl.ru/gov/committee/lo
cal_government/officials_statements
/Makarov_20/12/10; URL: http://www.
vahtubinske.ru/publ/gazeta_akhtubinsk
aja_pravda/novosti/davajte_otdelimsja_
net_luchshe_obedinimsja_ili_poslushae
m_prezidenta/57-1-0-644
2
Так, первый законопроект (проект
Федерального закона ¹107122-4),
направленный на устранение «муниципального
двоевластия», был внесен
в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации
9 ноября 2004 года Законодательной
Думой Хабаровского края
(см.: URL: http://asozd.duma.gov.ru).
3
См.: Проект Федерального закона
¹107122-4 «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”»
// URL: http://asozd.duma.gov.ru
4
См.: Проект Федерального закона
¹107301-4 «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”»
местной администрации поселения
с передачей ее полномочий
местной администрации муниципального
района5
. Первые
два варианта исключают существование
поселения как такового,
приравнивая территорию
административного центра муниципального
района (а это, как
правило, самая густо населенная
часть территории района) к
межселенной территории (где,
как правило, проживает не более
ста человек), т.к. предусматривается
осуществление
3)
отказ от
1 См. об этом, например: URL:
местного самоуправления на
этих территориях только органами
местного самоуправления
муниципального района. Последний
вариант существенно от
них отличается, поскольку предусматривает
сохранение базового
уровня местного самоуправления,
но в усеченном виде.
Именно это предложение и
получило поддержку со стороны
Президента Российской Федерации,
после чего стало частью
Федерального закона.
Положения части 2 статьи 34
Федерального закона предусматривают,
что в структуре органов
местного самоуправления
поселения – административного
центра муниципального района
местная администрация будет
отсутствовать, а все иные органы
местного самоуправления и муниципальные
органы остаются
без изменений и действуют в
прежнем объеме своих полномочий.
Двухуровневое муниципальное
устройство при такой схеме
// URL: http://asozd.duma.gov.ru; Проект
Федерального закона ¹160722-4
«О внесении изменений в Федеральный
закон ”Об общих принципах организации
местного самоуправления
в Российской Федерации“» // URL:
http://asozd.duma.gov.ru
5
См.: Проект Федерального закона
¹314882-5 «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”»
// URL: http://asozd.duma.gov.ru.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹3/2011 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1