: Время, 1933]
12.02.2008 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее -- одиннадцатое -- издание пересмотрено по случаю столетия со дня рождения
Толстого. <...> Мы воспроизводим здесь in extenso*
письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план
кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее
применение этому плану. <...> )
ОТВЕТ АЗИИ ТОЛСТОМУ
В то время когда появились первые издания этой книги, мы не могли еще учесть, какой отклик
встретила мысль Толстого в мире. <...> За святым Иоанном-предтечей из Ясной
Поляны пришел Мессия Индии, которому он дал посвящение -- Махатма Ганди. <...> В 1847 г., когда Толстому было девятнадцать лет и он лежал больной в казанском госпитале, его
соседом по койке был буддийский священник лама, получивший серьезную рану в лицо от какого-то
разбойника, и именно он первый открыл молодому Толстому закон непротивления, который должен был
тридцать лет оставаться скрытым под потоком его жизни. <...> Шестьдесят два года спустя, в 1909 году, молодой индиец Ганди принял из рук умирающего
Толстого тот божественный свет, который старый русский апостол выносил в своей душе, согрел своей
любовью, вспоил своей скорбью; и он сделал из него факел, который осветил Индию: отблески этого
света проникли во все части земного шара. <...> Он был первой широкой стезей духа, которая связала всех членов старого
материка от Запада до Востока. <...> ***
В настоящее время мы располагаем всеми возможностями, чтобы ознакомиться с вопросом, ибо
Павел Бирюков, благоговейный ученик своего учителя, собрал в одном томе "о Толстом и Востоке" все
сохранившиеся документы*. <...> (Толстой и Восток
Письма и собственные сообщения об отношениях Толстого к представителям восточиых религий. <...> Когда наступил час его религиозного кризиса, ему оказалось мало одной
библии; он не замедлил обратиться к религиям Востока. <...> Вскоре ему вздумалось
приобщить Европу к кругу своего чтения, и он составил сборник под заглавием <...>
Ответ_Азии_Толстому.pdf
Р. Роллан. Ответ Азии Толстому [Собр. соч., т. XIV, Л.: Время, 1933]
12.02.2008 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее -- одиннадцатое -- издание пересмотрено по случаю столетия со дня рождения
Толстого. При этом использована толстовская переписка, изданная после 1910 г. Автор прибавил целую
главу, посвященную сношениям Толстого с мыслителями различных стран Азии: Китая, Японии, Индии,
мусульманских народов. Особенно важны сношения с Ганди. Мы воспроизводим здесь in extenso*
письмо, написанное Толстым за месяц до смерти, в котором русский апостол набрасывает целый план
кампаний в духе непротивления; индийскому Махатме суждено было дать впоследствии могучее
применение этому плану.
Август 1928
* В выдержках. (Прим. Ред.)
ОТВЕТ АЗИИ ТОЛСТОМУ
В то время когда появились первые издания этой книги, мы не могли еще учесть, какой отклик
встретила мысль Толстого в мире.
Зерно было в земле. Надо было выждать лета. В настоящее время всходы поднялись. И из
Толстого возникло древо знания. Его слово претворилось в дело. За святым Иоанном-предтечей из Ясной
Поляны пришел Мессия Индии, которому он дал посвящение -- Махатма Ганди.
Подивимся чудесной экономии человеческой истории, где ничто существенное не пропадает,
несмотря на кажущееся исчезновение великих творений духа, но где, напротив, приливы и отливы
взаимных воздействий сливаются в нескончаемый поток, который беспрерывно обогащается,
оплодотворяя землю.
В 1847 г., когда Толстому было девятнадцать лет и он лежал больной в казанском госпитале, его
соседом по койке был буддийский священник лама, получивший серьезную рану в лицо от какого-то
разбойника, и именно он первый открыл молодому Толстому закон непротивления, который должен был
тридцать лет оставаться скрытым под потоком его жизни.
Шестьдесят два года спустя, в 1909 году, молодой индиец Ганди принял из рук умирающего
Толстого тот божественный свет, который старый русский апостол выносил в своей душе, согрел своей
любовью, вспоил своей скорбью; и он сделал из него факел, который осветил Индию: отблески этого
света проникли во все части земного шара.
Но прежде чем перейти к рассказу об этом крещении в Иордане, мы хотим набросать вкратце
общую картину отношений Толстого с Азией. "Жизнь Толстого" была бы сейчас неполной без этого
очерка. Ибо воздействие Толстого на Азию окажется быть может более значительным для ее истории, чем
воздействие его на Европу. Он был первой широкой стезей духа, которая связала всех членов старого
материка от Запада до Востока. Теперь ее бороздят в противоположных направлениях два потока
паломников.
* * *
В настоящее время мы располагаем всеми возможностями, чтобы ознакомиться с вопросом, ибо
Павел Бирюков, благоговейный ученик своего учителя, собрал в одном томе "о Толстом и Востоке" все
сохранившиеся документы*.
* "Tolstoi und der Orient". Briefe und sonstige Zeugnisse Эber Tolsto's Bezihungen zu den Vertretern
orientalischer Religionen". von Paul Вirukov, Rotapfel Verlag, ZЭrich und Leipzig, 1925. (Толстой и Восток
Письма и собственные сообщения об отношениях Толстого к представителям восточиых религий. Павла
Бирюкова.)
Стр.1