Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Очерки общественного движения при Александре I

0   0
Первый авторПыпин Александр Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц41
ID9674
АннотацияФрагменты
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Пыпин, А.Н. Очерки общественного движения при Александре I : Статья / А.Н. Пыпин .— : [Б.и.], 1870 .— 41 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9674 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. Н. ПЫПИН Очерки общественного движения при Александре I (фрагменты) Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. <...> С одной стороны, нас, "как верных сынов отчизны", призывают "молиться на могиле Карамзина" и "шептать его святое имя"; а с другой -- слушают это воззвание с недоверчивой и насмешливой улыбкой. <...> .. "Карамзин... mais je reviens toujours a mes moutons... {но я возвращаюсь опять к моим баранам (фр.).},-- продолжает Белинский. <...> -- Знаете ли, что наиболее вредило, вредит и, как кажется, еще долго будет вредить распространению на Руси основательных понятий о литературе и усовершенствованию вкуса? <...> Люди, почти безграмотные, невежды, ожесточенные против успехов ума, упрямо держащиеся за свою раковинную скорлупку, когда все вокруг них идет, бежит, летит! <...> Чего остается им ожидать для себя, когда они слышат, что Карамзин не художник, не гений и другие подобные безбожные мнения? <...> До сих пор, если заходит речь о Карамзине, он вызывает весьма различные мнения: с одной стороны, нас, "верных сынов отчизны", все еще приглашают "шептать святое имя", с другой -точно так же слушают эти призывы недоверчиво и насмешливо. <...> Карамзин был в литературе одним из крупных людей, и борьба мнений литературных и общественных естественно захватывала и Карамзина, который был в свое время представителем целого направления. <...> Но спор о значении Карамзина ведется уже с других точек зрения, чем в те времена, о которых говорил Белинский. <...> Современники восхищались в сочинениях Карамзина новым легким стилем, трогались его сентиментальностью, которая -- худо ли, хорошо ли -- сообщала или делала им доступными известные гуманные идеи, но не думали доискиваться глубоких корней образа мыслей; крайняя партия литературных староверов восстала было против нововведений его в языке и предполагавшегося французского вольнодумства, -- но ее нападения уже вскоре оказались неосновательными; в "Истории" современники изумлялись потом произведению действительно еще невиданному, его ученым <...>
Очерки_общественного_движения_при_Александре_I.pdf
А. Н. ПЫПИН Очерки общественного движения при Александре I (фрагменты) Карамзин: pro et contra / Сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. -- СПб.: РХГА, 2006. OCR Бычков М. Н. IV. КАРАМЗИН. ЗАПИСКА "О ДРЕВНЕЙ И НОВОЙ РОССИИ" Начиная говорить о Карамзине, мы невольно вспоминаем слова, сказанные о нем Белинским:1 "...Вот имя, -- говорил Белинский, -- за которое было дано столько кровавых битв, произошло столько отчаянных схваток, переломлено столько копий! И давно ли еще умолкли эти бранные вопли, этот звук оружий?.. И теперь, на могиле незабвенного мужа, разве уже решена победа, разве восторжествовала та или другая сторона? Увы! Еще нет! С одной стороны, нас, "как верных сынов отчизны", призывают "молиться на могиле Карамзина" и "шептать его святое имя"; а с другой -- слушают это воззвание с недоверчивой и насмешливой улыбкой. Любопытное зрелище! Борьба двух поколений, непонимающих друг друга!.. "Карамзин... mais je reviens toujours a mes moutons... {но я возвращаюсь опять к моим баранам (фр.).},-- продолжает Белинский. -- Знаете ли, что наиболее вредило, вредит и, как кажется, еще долго будет вредить распространению на Руси основательных понятий о литературе и усовершенствованию вкуса? Литературное идолопоклонство! Дети, мы еще всё молимся и поклоняемся многочисленным богам нашего многолюдного Олимпа, и нимало не заботимся о том, чтобы справляться почаще с метриками, дабы узнать, точно ли небесного происхождения предметы нашего обожания. Что делать! Слепой фанатизм всегда бывает уделом младенчествующих обществ... Да -- много, слишком много нужно у нас бескорыстной любви к истине и силы характера, чтобы посягнуть даже на какой-нибудь авторитетик, не только, что авторитет: разве приятно вам будет, когда вас во всеуслышание ославят ненавистником отечества, завистником таланта, бездушным зоилом... И кто же? Люди, почти безграмотные, невежды, ожесточенные против успехов ума, упрямо держащиеся за свою раковинную скорлупку, когда все вокруг них идет, бежит, летит! И не правы ли они в сем случае? Чего остается им ожидать для себя, когда они слышат, что Карамзин не художник, не гений и другие подобные безбожные мнения?" {Соч. I. 60--62. Писано в 1834 году.} Прошло почти сорок лет с тех пор, как были написаны эти слова, и они остаются однако в общем смысле верны. До сих пор, если заходит речь о Карамзине, он вызывает весьма различные мнения: с одной стороны, нас, "верных сынов отчизны", все еще приглашают "шептать святое имя", с другой -точно так же слушают эти призывы недоверчиво и насмешливо. Борьба поколений продолжается; они все еще не понимают друг друга. Это довольно понятно. Карамзин был в литературе одним из крупных людей, и борьба мнений литературных и общественных естественно захватывала и Карамзина, который был в свое время представителем целого направления. Но спор о значении Карамзина ведется уже с других точек зрения, чем в те времена, о которых говорил Белинский. Теперь не спорят о "старом" и "новом слоге", о красотах "Бедной Лизы", о научном достоинстве "Истории Государства Российского", о которых спорили при появлении сочинений Карамзина и еще не кончили спорить, когда начал писать Белинский. Чисто литературная сторона дела отступает на второй план: она разъяснена или потеряла интерес; взамен ее критика старается определить общее содержание понятий Карамзина, в особенности его общественные понятия, в которых, конечно, всего яснее окажется его историческое значение, как деятеля общественной жизни. Современники восхищались в сочинениях Карамзина новым легким стилем, трогались его сентиментальностью, которая -- худо ли, хорошо ли -- сообщала или делала им доступными известные гуманные идеи, но не думали доискиваться глубоких корней образа мыслей; крайняя партия литературных староверов восстала было против нововведений его в языке и предполагавшегося французского вольнодумства, -- но ее нападения уже вскоре оказались неосновательными; в "Истории" современники изумлялись потом произведению действительно еще невиданному, его ученым и
Стр.1