Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612281)
Контекстум

Два слова о двух статьях

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID9503
Аннотация"О творчестве автора (Помяловский Николай Герасимович). Зимний вечер в бурсе Н. Помяловского. ""Родные картины"" Е. Стопакевича"
Кому рекомендованоО творчестве автора
Два слова о двух статьях : Статья .— : [Б.и.], 1862 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9503 (дата обращения: 29.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДВА СЛОВА О ДВУХЪ СТАТЬЯХЪ "Зимнiй вечеръ въ бурсѣ" Н. <...> Трудно вѣрить, чтобъ могли быть такiе люди гдѣ-нибудь даже въ самыхъ отдаленныхъ захолустьяхъ нашего отечества. <...> ? При всей очевидности фактовъ, изображонныхъ въ означенныхъ статьяхъ и подтверждаемыхъ очевидцами этой бурсацкой жизни, нашлись люди, которые оспаривали ихъ достовѣрность, доказывали ихъ невозможность и нелѣпость, называли г. Помяловскаго лжецомъ, "Iудою-предателемъ", призывали на его голову проклятiе неба и страшныя кары начальства за его клевету и злонамѣренность. <...> Это дѣло меня такъ заинтересовало, что я постарался познакомиться съ лицами, испытавшими на себѣ всю тяжесть бурсацкой жизни и просилъ ихъ посвятить меня во всѣ ея тайны, и вотъ что я узналъ. <...> Бурса -- это тотъ же "мертвый домъ", какой изобразилъ намъ г. Достоевскiй. Различiе только то, что въ "Мертвомъ домѣ" г. Достоевскаго содержатся преступники, лишонные за свои злодѣйства свободы, чтобы они снова не могли вредить обществу; а здѣсь заключаются невинныя малютки, нерѣдко самими родителями, которые конечно не подозрѣваютъ, что ихъ дѣтей ожидаютъ безплодные и безцѣльные труды и страданiя, и заключаются для того, чтобы впослѣдствiи вносить свѣтъ истины и добра въ общество. <...> Каждый могъ предвидѣть, что и по окончанiи курса рѣдко ему улыбнется счастiе, что ему предстоитъ жизнь полная тяжолыхъ трудовъ; и однако всетаки каждый съ радостью встрѣчаетъ день выхода изъ бурсы. <...> Никакой арестантъ не радуется такъ своей свободѣ, какъ радуется освобожденiю изъ бурсы ученикъ, хотя бы ему по выходѣ изъ бурсы не было гдѣ и голову приклонить. <...> Чтожъ это за жизнь такая, способная дотого убить человѣ <...>
Два_слова_о_двух_статьях.pdf
ДВА СЛОВА О ДВУХЪ СТАТЬЯХЪ "Зимнiй вечеръ въ бурсѣ" Н. Помяловскаго, "Время", май 1862 г. "Родныя картины" Е. Стопакевича, "Современникъ", май 1862 г. "Нѣтъ въ мiрѣ картины ужаснѣе!.. Это вѣчные похороны чувства, разума, жизни!.." "Время", No 9, 1862 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/Septem/dvaslova.htm _________ Тяжолое и безотрадное впечатлѣнiе ложится на душу при чтенiи этихъ статей. Трудно вѣрить, чтобъ могли быть такiе люди гдѣ-нибудь даже въ самыхъ отдаленныхъ захолустьяхъ нашего отечества. Это какой-то отчужденный домъ. И въ этомъ-то домѣ живутъ люди, изъ которыхъ современемъ должны выйти пастыри народа, руководители и наставники его на пути истины и нравственности! Какъ же они при такой обстановкѣ достигнутъ своего назначенiя? Имъ нужно знать свѣтъ и людей, съ которыми будутъ имѣть дѣло, а они, ограниченные инструкцiею, сидятъ въ четырехъ стѣнахъ, гдѣ ничего не увидятъ кромѣ грязныхъ и отвратительныхъ шалостей записныхъ бурсаковъ, ошельмованныхъ дикими прозвищами: Митахи, Тавли, Чабри, Хоря и т. п. Имъ придется встрѣтиться въ будущемъ своемъ служенiи обществу съ людьми различнаго направленiя, различной нравственности, и всѣ эти люди будутъ искать у нихъ, какъ своихъ пастырей, назиданiя, разрѣшенiя своихъ сомнѣнiй, ободренiя въ несчастiи, защиты отъ неправды. Чтó имъ скажетъ пастырь, когда и самъ онъ не въ состоянiи будетъ осмыслить своего положенiя, не въ состоянiи понять чужихъ нуждъ и наконецъ не въ состоянiи сказать здраваго слова, постоянно будучи занятъ въ школѣ безплодными диспутами на разныя темы, вродѣ: что такое сущность? спасется ли Сократъ и т. п.? При всей очевидности фактовъ, изображонныхъ въ означенныхъ статьяхъ и подтверждаемыхъ очевидцами этой бурсацкой жизни, нашлись люди, которые оспаривали ихъ достовѣрность, доказывали ихъ невозможность и нелѣпость, называли г. Помяловскаго лжецомъ, "Iудою-предателемъ", призывали на его голову проклятiе неба и страшныя кары начальства за его клевету и злонамѣренность. Это дѣло меня такъ заинтересовало, что я постарался познакомиться съ лицами, испытавшими на себѣ всю тяжесть бурсацкой жизни и просилъ ихъ посвятить меня во всѣ ея тайны, и вотъ что я узналъ. Представляю все это на судъ общества, для котораго не можетъ быть неинтересенъ бытъ его будущихъ пастырей. Я буду здѣсь вести рѣчь отъ лица познакомившаго меня со всею этою жизнью. Бурса -- это тотъ же "мертвый домъ", какой изобразилъ намъ г. Достоевскiй. Различiе только то, что въ "Мертвомъ домѣ" г. Достоевскаго содержатся преступники, лишонные за свои злодѣйства свободы, чтобы они снова не могли вредить обществу; а здѣсь заключаются невинныя малютки, нерѣдко самими родителями, которые конечно не подозрѣваютъ, что ихъ дѣтей ожидаютъ безплодные и безцѣльные труды и страданiя, и заключаются для того, чтобы впослѣдствiи вносить свѣтъ истины и добра въ общество. Живя въ "мертвомъ домѣ", каторжные съ нетерпѣнiемъ ждутъ того счастливаго дня, когда съ ихъ ногъ снимутъ кандалы, когда имъ скажутъ: свободенъ! Они считаютъ мѣсяцы, дни и часы, и проживши день, съ радостью замѣчаютъ, что однимъ днемъ ближе къ выходу изъ каторги. Бываютъ личности, которыя не могутъ терпѣливо дождаться опредѣленнаго срока и уходятъ изъ острога, несмотря на самый зоркiй присмотръ команды, несмотря на то, что иногда за этимъ слѣдуетъ еще болѣе безотрадная будущность, но все-таки одинъ день, одинъ часъ прожилъ на волѣ!.. Такъ и въ бурсѣ. И бурсакъ такъ же нетерпѣливо ждетъ окончанiя курса; я знаю товарищей, которые расчитывали сколько оставалось мѣсяцевъ, недѣль, дней, часовъ, минутъ и секундъ до окончанiя курса, и какою радостью наполнялось ихъ сердце, когда уменьшалось ихъ число! Каждый могъ предвидѣть, что и по окончанiи курса рѣдко ему улыбнется счастiе, что ему предстоитъ жизнь полная тяжолыхъ трудовъ; и однако всетаки каждый съ радостью встрѣчаетъ день выхода изъ бурсы. Никакой арестантъ не радуется такъ своей свободѣ, какъ радуется освобожденiю изъ бурсы ученикъ, хотя бы ему по выходѣ изъ бурсы не было гдѣ и голову приклонить. Чтожъ это за жизнь такая, способная дотого убить человѣка, что онъ плачетъ, когда его выгоняютъ
Стр.1