МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена
УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ
ПСИХ ОГИ
Б
Учебник для обучающихся
в высших учебных заведениях
по педагогическим
направлениям подготовки
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора, академика РАО
С. В. ТАРАСОВА
Москва
«Просвещение»
2025
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.2
ББК 88я73УДК 159.9(075.8)
П88
Серия «Учебник для педагогов будущего поколения России» основана в 2024 году.
Рекомендован Ассоциацией развития педагогического образования
в качестве учебника для студентов, обучающихся
по УГСН «Образование и педагогические науки»
С. В. Тарасов — д-р пед. наук, канд. психол. наук, проф., академик Российской
академии образования; С. А. Безгодова — канд. психол. наук, доц.; С. В. Васильева
— канд. психол. наук, доц.; Ю. Е. Гусева — канд. психол. наук, доц.;
А. В. Микляева — д-р психол. наук, доц.; Ю. С. Пежемская — канд. психол.
наук, доц.; Н. Л. Сомова — канд. психол. наук, доц.; Е. Н. Ундуск — канд. психол.
наук, доц.; Я. В. Чежина — канд. психол. наук, доц.; Е. В. Юркова — канд.
психол. наук, доц.
Издание выходит в pdf-формате.
Авторский коллектив:
д-ра пед. наук, проф., канд. психол. наук, проф., академика Российской академии
образования С. В. Тарасова; канд. психол. наук, доц. С. А. Безгодовой;
д-ра психол. наук, доц. А. В. Микляевой.
Под редакцией
д-р. психол. наук, заместитель директора по научной работе Института психологии
Российской академии наук А. В. Махнач; д-р. психол. наук, доцент, заведующий
кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования имени К. Д. Ушинского С. М. Шингаев.
Рецензенты:
П88
Психология : учебник для обучающихся в высших учебных заБ
ведениях
по педагогическим направлениям подготовки : издание
в pdf-формате / С. В. Тарасов, С. А. Безгодова, С. В. Васильева
[и др.] ; под ред. С. В. Тарасова. — Москва : Просвещение, 2025. —
416 с. : ил. — (Учебник для педагогов будущего поколения России).
ISBN 978-5-09-126298-8 (электр. изд.). — Текст : электронный.
ISBN 978-5-09-119510-1 (печ. изд.).
Предлагаемый учебник представляет собой систематическое введение в современное
психологическое знание, ориентированное на формирование мировоз -
зрения и профессионального самосознания будущих учителей и работников
сферы культуры и образования. Подготовленный коллективом авторов РГПУ
им. А. И. Герцена, учебник охватывает широкий спектр тем, связанных с психологией
в образовательной деятельности.
Учебник включает разделы, посвящённые предмету психологической науки,
исследованию психического потенциала человека как субъекта образовательного
процесса, а также психологии социального взаимодействия в образовании. Особое
внимание уделяется психологии развития, психологическим проблемам в педагогической
деятельности и роли учителя как субъекта профессиональной деятельности.
Важными аспектами являются также психология образовательной деятельности
в цифровой среде и психолого-педагогическая поддержка учащихся в кризисных
ситуациях. Эти темы способствуют глубокому пониманию взаимодействия
психологии и образования, что делает учебник незаменимым ресурсом для студентов
педагогических вузов, стремящихся к профессиональному росту и развитию
в своей области.
ББК 88я73УДК 159.9(075.8)
ISBN 978-5-09-126298-8 (электр. изд.)
ISBN 978-5-09-119510-1 (печ. изд.)
.
© АО «Издательство «Просвещение»,
2025
© Художественное оформление.
AO «Издательство «Просвещение»,
2025
Все права защищены
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
Содержание
Предисловие .................................... 4
Раздел 1. Введение в психологию ................... 8
Основные понятия раздела ..........................
1.1. Предмет психологической науки .................
27
8
8
1.2. Методы психологии ............................ 19
1.3. Человек как субъект образовательной деятельности
Вопросы педагогу-психологу .................... 35
Зачем учителю психологические знания? ......... 35
Где проходит граница между профессиональной
компетентностью учителя и профессиональной
компетентностью психолога? .................. 36
Контрольные вопросы к разделу ..................... 39
Практические задания к разделу ..................... 39
Список основной литературы к разделу ............... 44
Б
Раздел 2. Психический потенциал человека
как субъекта образовательной деятельности .......... 45
Основные понятия раздела .......................... 45
2.1. Понятие о психическом потенциале и его структуре
48
2.2. Компоненты психического потенциала
и учет закономерностей их функционирования
в образовательном процессе ......................... 51
2.2.1. Познавательный потенциал человека ............ 51
2.2.2. Личностный потенциал человека ............... 81
Вопросы педагогу-психологу .................... 116
Как стимулировать познавательную мотивацию
учащихся? .................................... 116
Как помочь учащемуся преодолеть
экзаменационный стресс? ...................... 117
Как работать с учащимися с выученной
беспомощностью? ............................. 118
.
Содержание
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
411
.
Стр.412
Как работать с учащимися с СДВГ? ............. 120
Как работать с неадекватной самооценкой
учащегося? ................................... 121
Контрольные вопросы к разделу ..................... 122
Практические задания к разделу ..................... 123
Список основной литературы к разделу ............... 124
Раздел 3. Психология социального взаимодействия
в образовании ................................... 125
Основные понятия раздела .......................... 125
3.1. Социализация личности в образовании ............ 125
3.2. Психология общения и межличностных отношений
субъектов образования ............................. 135
3.3. Психология группового и межгруппового
взаимодействия в образовательном процессе ........... 159
Вопросы педагогу-психологу .................... 167
Что такое коммуникативная компетентность
педагога? Какие техники и приемы общения
помогут педагогу? ............................. 167
Б
Как взаимодействовать с родителями учащихся?
171
Как научить учащихся конструктивно общаться
с учителями и сверстниками? .................. 173
Как правильно прививать социально одобряемые
ценности? .................................... 174
Что такое медиация и зачем навыки медиации
учителю? .................................... 174
Контрольные вопросы к разделу ..................... 175
Практические задания к разделу ..................... 176
Список основной литературы к разделу ............... 177
Раздел 4. Психология развития человека
в образовании ................................... 178
Основные понятия раздела .......................... 178
4.1. Понятие о психическом развитии
и его закономерностях ............................. 179
.
.
412
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Содержание
Стр.413
4.2. Особенности психического развития
на разных этапах онтогенеза и их учет
в образовательном процессе ........................ 185
Младенчество и раннее детство ...................... 186
Дошкольный возраст ............................... 188
Младший школьный возраст ........................ 192
Подростковый возраст .............................. 201
Юношеский возраст ................................ 208
Взрослость и зрелость .............................. 213
4.3. Развивающие возможности моделей и технологий
обучения в современном образовании ................. 216
4.4. Актуальные проблемы психологии развития
учащихся в системе образования ..................... 226
Вопросы педагогу-психологу .................... 233
Как работать с одаренными учащимися? ......... 233
Как работать с инфантильными детьми? ........ 235
Как учить взрослых? .......................... 238
Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения детей
и подростков ................................. 240
Б
Контрольные вопросы к разделу ..................... 242
Практические задания к разделу ..................... 243
Список основной литературы к разделу ............... 246
Раздел 5. Психологические проблемы
в педагогической деятельности ..................... 248
Основные понятия раздела .......................... 248
5.1. Психологическая характеристика педагогической
деятельности ..................................... 249
5.2. Психологические проблемы педагогической
деятельности и возможности их разрешения ........... 256
Вопросы педагогу-психологу .................... 267
Что делать с детьми, систематически
нарушающими дисциплину? ..................... 267
Что делать с неуспевающими учащимися? ........ 268
.
Содержание
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
413
.
Стр.414
Что делать, если в классе учится ребенок
с ограниченными возможностями здоровья? ....... 274
Как правильно взаимодействовать с детьми
группы риска и как осуществлять профилактику
девиантного поведения? ........................ 276
Контрольные вопросы к разделу ..................... 278
Практические задания к разделу ..................... 279
Список основной литературы к разделу ............... 280
Раздел 6. Психология учителя как субъекта
профессиональной деятельности .................... 281
Основные понятия раздела .......................... 281
6.1. Социально-психологические характеристики
и профессионально значимые качества педагога ........ 282
6.2. Индивидуальный стиль педагогической
деятельности ..................................... 295
6.3. Возможности профессионального развития
и профессиональные риски в педагогической
деятельности ..................................... 302
Б
Вопросы педагогу-психологу .................... 306
Как избежать профессионального выгорания? ..... 306
Как избежать профессиональной деформации? .... 309
Что такое личностные ресурсы и как их сохранить 312
Контрольные вопросы к разделу ..................... 314
Практические задания к разделу ..................... 315
Список основной литературы к разделу ............... 316
Раздел 7. Психология образовательной среды ........ 318
Основные понятия раздела .......................... 318
7.1. Понятие и структура образовательной среды ....... 319
7.2. Психология безопасной образовательной среды ..... 327
7.3. Психологическое благополучие субъектов
образования ...................................... 338
Вопросы педагогу-психологу ........................ 342
Как помочь учащемуся адаптироваться к новой
образовательной организации? ...................... 342
.
.
414
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Содержание
Стр.415
Что делать, если в классе травля? .................. 343
Контрольные вопросы к разделу ..................... 346
Практические задания к разделу ..................... 346
Список основной литературы к разделу ............... 348
Раздел 8. Психология образовательной деятельности
в цифровой среде ................................ 349
Основные понятия раздела .......................... 349
8.1. Особенности цифровой среды как образовательного
пространства ..................................... 349
8.2. Цифровые трансформации психического потенциала
субъектов образования ............................. 352
8.3. Трансформации педагогического взаимодействия
в цифровой среде .................................. 367
Вопросы педагогу-психологу ........................ 369
Как осуществлять профилактику
интернет-зависимости у учащихся? ................. 369
Как организовать эффективное дистанционное
обучение? ........................................ 370
Контрольные вопросы к разделу ..................... 371
Практические задания к разделу ..................... 372
Список основной литературы к разделу ............... 373
Б
Раздел 9. Психолого-педагогическая поддержка
учащихся в кризисных ситуациях .................. 374
Основные понятия раздела .......................... 374
9.1. Общие принципы психолого-педагогической
поддержки учащихся в кризисных ситуациях .......... 374
9.2. Технологии психолого-педагогической поддержки
учащихся в кризисных ситуациях .................... 381
Контрольные вопросы к разделу ..................... 394
Практические задания к разделу ..................... 395
Список основной литературы к разделу ............... 396
Список литературы ............................... 397 .
.
Содержание
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
415
Стр.416