МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 47.04.01 Философия
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
2025
1
Стр.2
УДК 378.016:101 (075.8)
ББК 74.48+87я73
М 545
Утверждено Экспертным советом университета
Протокол № 9 от 10 июня 2025 г.
Рецензенты
Л. В. Мантатова
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой
философии, истории и культурологии,
Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления
К. А. Багаева
кандидат философских наук, доцент кафедры философии,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
М 545 Методика преподавания философии: учебно-методическое
пособие / составители Д. Ш. Цырендоржиева, О. Б. Бальчиндоржиева.
– Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета
им. Д. Банзарова, 2025. – 136 с.
ISBN 978-5-9793-1027-5
Учебно-методическое пособие содержит лекции, планы семинарских
занятий, вопросы для самопроверки, темы докладов, экзаменационные
вопросы, раскрываются цели и задачи дисциплины,
компетенции студента. Приведены методические рекомендации по
самостоятельной работе студентов, конспектированию литературы,
написанию докладов, подготовке к лекциям, семинарам, презентации,
дискуссии, беседе, игре «Знатоки философии», тестированию,
экзамену.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 47.04.01 Философия.
УДК 378.016:101 (075.8)
ББК 74.48+87я73
ISBN 978-5-9793-1027-5
© Д. Ш. Цырендоржиева,
О. Б. Бальчиндоржиева, составление, 2025
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2025
2
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов
Восточного института по направлению подготовки 47.04.01 Философия
и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования.
Курс «Методика преподавания философии» относится к
обязательным дисциплинам части Блока 1, профессиональный
цикл, в структуре образовательной программы.
Цели освоения дисциплины. Целью данного курса является
обеспечение усвоения магистрантами фундаментальных знаний
теоретико-методологических основ преподавания философии в
высших учебных заведениях и методических навыков их реализации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: существующие требования к проектированию и реализации
образовательного процесса; методики преподавания философских
дисциплин; дидактические и воспитательные задачи в
процессе реализации образовательных программ.
уметь: определять образовательные потребности и способы совершенствования
собственной (в том числе профессиональной)
деятельности на основе самооценки; выбирать и реализовывать с
использованием инструментов непрерывного образования возможности
развития профессиональных компетенций и социальных
навыков.
владеть: навыками совершенствования собственной (в том
числе профессиональной) деятельности на основе самооценки; реализации
возможности развития профессиональных компетенций
и социальных навыков; методикой преподавания философских
дисциплин.
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Изучение дисциплины направлено на формирование общепрофессиональных
компетенций:
УК-6 - Способен определять и реализовывать приоритеты собственной
деятельности и способы ее совершенствования на основе
самооценки.
3
Стр.4
УК-6.3 - Выбирает и реализует с использованием инструментов
непрерывного образования возможности развития профессиональных
компетенций и социальных навыков.
УК-6.2 - Определяет образовательные потребности и способы
совершенствования собственной (в том числе профессиональной)
деятельности на основе самооценки.
ПК-3 - Способен проектировать и реализовывать образовательный
процесс, формулировать и решать дидактические и воспитательные
задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности
и ее организации в образовательных организациях среднего профессионального,
высшего и дополнительного образования.
ПК-3.1 - Знаком с существующими требованиями к проектированию
и реализации образовательного процесса.
ПК-3.2 - Формулирует и решает дидактические и воспитательные
задачи в процессе реализации образовательных программ.
ОПК-3 - Способен использовать в сфере своей профессиональной
деятельности категории и принципы методики преподавания
философии и педагогики высшей школы
ОПК-3.2 - Владеет методикой преподавания философских дисциплин.
4
Стр.5
Оглавление
Введение ……………………………………………………..
Глава 1 Конспекты лекций………………………………
Лекция 1 Преподавание философии в высших учебных заведениях
……………………………………………………
Лекция 2 Виды методик преподавания……………………
Лекция 3 Преподавание философии как профессиональная
деятельность…………..............................................................
Лекции 4, 5 Методика подготовки и чтения лекций ………
Лекция 6 Методика подготовки и проведения семинарских
занятий…………………………………………………………
Лекция 7 Активные методы проведения семинарских занятий
по философии………………………………………
Глава 2 Методические рекомендации для студентов …
Методические указания для обучающихся по самостоятельной
работе……………………………………
Методические рекомендации по подготовке к лекциям….
Методические рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям……………………………………………….
Методические рекомендации по подготовке к экзамену….
Методические указания по написанию докладов………….
Методические советы по подготовке презентации………..
Темы докладов………………………………………………..
Библиографический список…………………………………
3
5
5
19
28
48
78
100
122
122
122
123
126
129
130
131
132
134
Стр.135