Оригинал здесь - http://rulex.ru/01160391.htm
Плетнев (Петр Александрович, 1792 - 1862) - известный критик Пушкинской эпохи, происходил
из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте,
был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. занял кафедру русской
словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 г. состоял и ректором.
Плетнев принадлежал также к составу второго отделения Академии Наук со времени его образования в
1841 г.; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др.
особам царского дома. Очень рано Плетнев близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями
пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнев был верным и
заботливым другом, к которому обращались и Жуковский , и Пушкин, и Гоголь ; всем им Плетнев
служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще
стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в "Соревнователе", "Трудах Вольного Общества
любителей российской словесности", "Северных Цветах" и др. журналах и альманахах и которые, при
гладкости стиха, местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнев вскоре перешел к
литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений Пушкинского кружка. Уже в
первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова (в "Соревнователе", 1822),
Плетнев доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врожденный талант должен
потратить массу труда, чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию,
изящество, красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех
стремлений Пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма, с его
стремлением, путем риторики и пиитики, искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала
сущности литературного движения того времени, задачей которого была именно выработка форм поэзии
и языка. Главная заслуга Плетнева заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, еще ранее
критических очерков не только Веневитинова , Киреевского , Надеждина , но и Полевого , он ввел
характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще
в 1822 г. оценки Жуковского и Батюшкова . Плетнев уже тогда предвидел, что русской литературе
предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать наконец на народную почву. В статье по
поводу идиллии Гнедича "Рыбаки" (1822) он делит поэзию на "всеобщую" или "неопределенную" и
"народную", и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе
Плетнев в 1833 г. посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы
с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнев составил
себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, об ее
связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости "красок и
жизни", без которых литература сделалась бы "сухим изложением отвлеченностей". Оставшись до конца
дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка,
Плетнев не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина,
где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал
реалиста Гоголя, Плетнев всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и,
вообще, признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся
сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя, с его сильными и
слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок "Мертвых душ" (в "Современнике", 1842).
Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетневу с восторгом приветствовать многие
восходящие светила 1840 г. - Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Ап.
Майкова, Полонского, Белинского , однако он не в состоянии был понять и относился к нему с
озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом, а с 1832 г. - с Пушкиным,
Плетнев разделял труды по редактированию "Северных Цветов", а в 1838 - 1846 годах был преемником
Пушкина по редактированию "Современника"; но последний журнал, в руках Плетнева, мало принимал
участия в новом литературном движении. "Сочинения и переписка" Плетнева изданы Я. Гротом в трех
томах (Санкт-Петербург, 1885).Много материалов для характеристики Плетнева в "Переписке Я.К.
Грота с П.А. Плетневым" (Санкт-Петербург, 1896). См. ст. Скабичевского в "Вестнике Европы" (1885, No
11) и Л. Майков "Историко-литературные очерки" (Санкт-Петербург, 1895).
Стр.1