УДК 004.738:027
ББК 78.0
Д24
(введение, гл. 1 (§ 1.1, 1.2), гл. 2 (§ 2.1), заключение)
Научный редактор:
(гл. 1 (§ 1.3), гл. 2 (§ 2.2–2.4), гл. 3, 4, заключение);
И. С. Пилко, д-р. пед. наук, проф.
О. В. Дворовенко, канд. пед. наук, доц.
Авторский коллектив:
Паршукова Галина Борисовна, канд. пед. наук, д-р культурологии,
проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский гос. ун-т архитектуры,
дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова»,
проф. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры»
(г. Санкт-Петербург);
Колесникова Марина Николаевна, д-р пед. наук,
И. С. Пилко, д-р. пед. наук, проф.
Рецензенты:
ФГБОУ ВО «Новосибирский гос. пед. ун-т» (г. Новосибирск)
Д24 Методическая продукция библиотек в цифровой среде : монография
/ О. В. Дворовенко, И. С. Пилко ; науч. ред. И. С. Пилко ; Кемеров.
гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2024. – 250 с. – Текст :
непосредственный.
Дворовенко, О. В., Пилко, И. С.
ISBN 978-5-8154-0708-4
Цель монографии – обосновать возможность повышения аналитичности методической
продукции библиотек и целесообразность интеграции в ней методического
и технологического описания объекта отражения. На основе анализа информационных
ресурсов виртуальных представительств методических служб библиотек
разработана детальная классификация методической продукции, сформулированы
рамочные требования к отдельным ее видам и жанрам.
Монография адресована исследователям, преподавателям библиотечнобиблиографических
дисциплин, аспирантам и магистрантам вузов культуры. Представляет
интерес для методистов и практикующих специалистов библиотек, занимающихся
подготовкой методической продукции.
УДК 004.738:027
ББК 78.0
ISBN 978-5-8154-0708-4
© О. В. Дворовенко, И. С. Пилко, 2024
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2024
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В современных социальных условиях общедоступная библиотека
превратилась в полифункциональное учреждение культуры с широким
ассортиментом производимых информационных продуктов и предоставляемых
пользователям услуг. Эти трансформации требуют актуального
методического сопровождения библиотечной деятельности с использованием
потенциала цифровых технологий и находят отражение, в частности,
в функционировании виртуальных представительств методических
служб общедоступных библиотек. Методическая продукция, формируемая
региональными методическими центрами и размещаемая в ресурсах
этих представительств на условиях открытого доступа, становится достоянием
широкой профессиональной общественности, демонстрируя свои
несомненные достоинства (актуальность тематики, расширение ассортимента,
оперативность реагирования на потребности практикующих специалистов,
оригинальность формы и др.) и явные несовершенства (недостаточная
аналитичность, игнорирование жанрово-видовых различий
методического контента, некритичный выбор исходных источников, высокая
степень дублирования и неправомерного заимствования материала,
преобладание текстовых форматов над гипертекстовыми, мультимедийными,
графическими и др.). Наряду с обозначенным противоречием, проблемная
ситуация видится в разнообразии объектов методического осмысления:
это могут быть информационные ресурсы различного
назначения; методики и технологии, продукты и услуги, традиционные и
заимствованные из различных сфер деятельности (социокультурной, просветительской,
образовательной, социальной, маркетинговой и др.); проектная
и инновационная деятельность, лучшие практики, передовой опыт.
Каждый из этих объектов специфичен, что должно находить отражение в
содержании, структуре и форме методического текста, в интеграции в нем
методического и технологического описания процесса, продукта, услуги,
проекта, опыта.
Разработанность темы в литературе
Классические теоретические основы методической деятельности
изложены в публикациях А. Н. Ванеева, С. А. Басова, Б. Н. Бачалдина,
А. И. Пашина, Е. А. Фенелонова. Разработке понятийного аппарата темы,
вопросам его терминирования посвящены работы М. И. Акилиной,
Е. Г. Ахти, Т. А. Капустиной, Г. М. Кормишиной, Л. М. Ракитской,
И. П. Тикуновой. Различные аспекты организации методической деятель3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………. 6
1.1. Методика и технология библиотечной деятельности: общее и
особенное………………………………………………………………... 6
1.2. Отражение методического и технологического знания в авторитетных
профессиональных изданиях библиотечно-библиографического
профиля……………………………………………………………. 26
1.3. Функции виртуальных представительств методических служб
общедоступных библиотек……………………………………………... 43
Список источников к главе 1…………………………………………... 55
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ БИБЛИОТЕК: ТРАДИЦИОННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ………………………………………………………………….
68
2.1. Методическая продукция библиотек: понятийная характеристика……………………………………………………………………….
68
2.2. Классификация методической продукции как теоретическая
проблема………………………………………………………………… 76
2.3. Классификация методической продукции виртуальных представительств
методических служб центральных библиотек субъектов
РФ…………………………………………………………………. 83
2.4. Трансформации жанрово-видовой структуры методической продукции
библиотек под влиянием цифровой среды………………….... 100
Список источников к главе 2…………………………………………... 109
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК…………………….….............. 120
3.1. Аналитическая информация в методической продукции библиотек…………………………………………………………………….
120
3.2. Методы информационной аналитики в методических продуктах
библиотек…………………………………………………………… 133
248
Стр.248
3.3. Визуализация аналитической информации………………………. 155
Список источников к главе 3…………………………………………... 173
ГЛАВА 4. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ
МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БИБЛИОТЕК: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………..................
188
4.1. Производственно-практические документы в ресурсах официальных
представительств методических служб центральных библиотек
субъектов РФ……………………………………………………….. 188
4.2. Описания библиотечных новшеств……………………………….. 205
Список источников к главе 4…………………………………………... 231
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 245
249
Стр.249