Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610594)
Контекстум

Информационные технологии в науке и образовании (585,00 руб.)

0   0
Первый авторЛипатова Н. Г.
АвторыНикитченко И. И., Сомов Ю. И.
ИздательствоМ.: Изд-во Российской таможенной академии
Страниц381
ID920652
АннотацияУчебник содержит системное описание понятий, принципов, целей и задач науки и образования как объектов информатизации вузов. изложены вопросы предмета информатизации вуза – применения информационных технологий в научной и образовательной сферах деятельности вуза (на примере Российской таможенной академии). Рассмотрены особенности информационного обеспечения науки и образования, модель электронной информационно-образовательной среды вуза, а также основы применения инновационных информационных технологий в научной и образовательной сферах деятельности. основное внимание уделено технологии математического моделирования в научных исследованиях, инновационным образовательным технологиям в образовании, цифровой трансформации науки и образования, а также обеспечению информационной безопасности в научной и образовательной деятельности вуза.
Кому рекомендованоПредназначен для аспирантов и магистрантов Российской таможенной академии и других вузов, обучающихся по образовательным программам по специальностям (направлениям) технических, экономических и юридических наук. издание может быть полезно преподавателям и научным работникам вузов, научным руководителям аспирантов, а также специалистам таможенных органов, осуществляющим научные исследования в области таможенного дела и смежных с ним областях.
ISBN978-5-9590-1286-1
УДК004
ББК74.026.843
Липатова, Н. Г. Информационные технологии в науке и образовании : учебник / И. И. Никитченко, Ю. И. Сомов; Н. Г. Липатова .— Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2023 .— 381 с. — ISBN 978-5-9590-1286-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/920652 (дата обращения: 10.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационные_технологии_в_науке_и_образовании.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.375
Стр.376
Стр.377
Стр.378
Стр.379
Стр.380
Информационные_технологии_в_науке_и_образовании.pdf
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Н.Г. Липатова, и.и. НикитчеНко, Ю.и. Сомов в Науке и обРазоваНии учебНик иНфоРмациоННые техНоЛоГии под общей редакцией кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Н.Г. Липатовой москва 2023
Стр.2
УДК 004 ББК 74.026.843 Л61 Допущ ено учебно-методическим советом Российской таможенной академии к использованию в образовательном процессе для аспирантов и магистрантов, обучающихся в Российской таможенной академии Р ецензенты: В.Ю. СКиБа, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России, генераллейтенант таможенной службы, д-р техн. наук, ст. науч. сотр.; М.Ф. ТКаченКо, заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической академии МиД России, д-р экон. наук, профессор; и.В. СиницЫн, доцент кафедры математического обеспечения и стандартизации информационных технологий института информационных технологий РТУ МиРЭа, канд. техн. наук, доцент Эксперты: и.М. ТаРаСоВа, заведующий кафедрой информатики и информационных таможенных технологий Владивостокского филиала Российской таможенной академии, канд. пед. наук, доцент; М.М. цВиЛь, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии, канд. физ.-мат. наук, доцент Липатова Н.Г. Л61 информационные технологии в науке и образовании: учебник / н.Г. Липатова, и.и. никитченко, Ю.и. Сомов; под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. н.Г. Липатовой. М.: Рио Российской таможенной академии, 2023. 380 с. ISBN 978-5-9590-1286-1 Учебник содержит системное описание понятий, принципов, целей и задач науки и образования как объектов информатизации вузов. изложены вопросы предмета информатизации вуза – применения информационных технологий в научной и образовательной сферах деятельности вуза (на примере Российской таможенной академии). Рассмотрены особенности информационного обеспечения науки и образования, модель электронной информационно-образовательной среды вуза, а также основы применения инновационных информационных технологий в научной и образовательной сферах деятельности. основное внимание уделено технологии математического моделирования в научных исследованиях, инновационным образовательным технологиям в образовании, цифровой трансформации науки и образования, а также обеспечению информационной безопасности в научной и образовательной деятельности вуза. Предназначен для аспирантов и магистрантов Российской таможенной академии и других вузов, обучающихся по образовательным программам по специальностям (направлениям) технических, экономических и юридических наук. издание может быть полезно преподавателям и научным работникам вузов, научным руководителям аспирантов, а также специалистам таможенных органов, осуществляющим научные исследования в области таможенного дела и смежных с ним областях. УДК 004 ББК 74.026.843 ISBN 978-5-9590-1286-1 © Российская таможенная академия, 2023
Стр.3
оГлавлеНие ПРеДиСЛоВие .............................................................................................. 3 Раздел 1 НАУКА И ОБРАЗОВАНИе В ЭПОХУ СОВРеМеННыХ ИНФОРМАЦИОННыХ ТеХНОЛОГИй Глава 1. наУКа КаК оБъеКТ инФоРМаТиЗации наУчнЫХ Знаний .................................................................. 5 1.1. основные положения науки как системы научных знаний ....... 5 1.2. история развития науки .............................................................. 10 1.3. основные положения научного исследования .......................... 12 1.3.1. Сущность, особенности и характеристики научного исследования ...................................................... 12 1.3.2. Классификация научных исследований ........................... 16 1.3.3. Методика и методические положения научного исследования ...................................................... 20 1.4. организация и технология научных исследований .................. 31 1.4.1. организационная модель научных исследований .......... 31 1.4.2. основные положения технологии научных исследований ...................................................... 38 1.4.3. научные организации, учреждения и сообщества ......... 39 1.4.4. научно-исследовательские коллективы ........................... 44 Контрольные вопросы .......................................................................... 46 Глава 2. МеТоДоЛоГиЯ и МеТоДЫ наУчнЫХ иССЛеДоВаний ..................................................................... 48 2.1. Методология научного исследования ......................................... 48 2.1.1. общие положения и классификация методологий ......... 48 2.1.2. Методологическая схема научного исследования .......... 50 2.1.3. основные инструменты методологии научного исследования ...................................................... 52 2.1.4. Методологические подходы к исследованию ................. 57 2.2. Методы научных исследований и технологии их реализации ............................................................................... 59 374
Стр.375
2.2.1. основные положения и классификация методов исследования ...................................................................... 59 2.2.2. Эмпирические методы исследования .............................. 64 2.2.3. Логико-интуитивные методы исследования ................... 68 2.2.4. Теоретические методы исследования .............................. 78 2.3. Специальные методы решения задач анализа и оптимизации, технологии их реализации ............................... 96 2.3.1. Методы и технологии решения задач системного анализа и синтеза .......................................... 96 2.3.2. Методы и технологии решения детерминированных задач оптимизации ....................... 101 2.3.3. Методы и технологии решения задач оптимизации в условиях неопределенности ........................................ 104 2.3.4. Методы и технологии решения многокритериальных задач ............................................. 112 2.4. Подходы к выбору методов исследования ............................... 121 Контрольные вопросы ....................................................................... 122 Глава 3. СоВРеМенное оБРаЗоВание КаК оБъеКТ инФоРМаТиЗации ВУЗоВ .............................................. 124 3.1. общие положения, цели и задачи современного образования ........................................................ 124 3.2. Философия образования и информационные технологии ................................................ 126 3.3. Задачи и направления развития вузов в условиях информатизации ......................................................................... 130 3.3.1. Этапы развития российского образования в условиях информатизации ........................................... 130 3.3.2. основные задачи и направления развития вуза в условиях информатизации ........................................... 132 3.4. Методы научно-педагогических исследований ....................... 134 3.4.1. Методы изучения педагогического опыта ..................... 134 3.4.2. Методы теоретических исследований в педагогике ...................................................................... 137 Контрольные вопросы ........................................................................ 139 375
Стр.376
Раздел 2 ОСНОВы ИНФОРМАТИЗАЦИИ В НАУКе И ОБРАЗОВАНИИ Глава 4. СоВРеМеннЫе инФоРМационнЫе ТеХноЛоГии В наУКе и оБРаЗоВании ................... 140 4.1. информатизация и информационная инфраструктура вуза .................................................................. 140 4.1.1. общие положения информатизации .............................. 140 4.1.2. информационные системы и информационные технологии...................................... 142 4.1.3. Пользователи информационных систем и информационных технологий ..................................... 154 4.2. информационные технологии в научной и образовательной деятельности вуза ...................................... 158 4.2.1. Управленческие информационные технологии в науке и образовании ..................................................... 158 4.2.2. информационные технологии и методы традиционных систем обучения .................... 162 4.3. информационные науки и информационная культура ........... 166 4.3.1. общие положения информационных наук .................... 166 4.3.2. основные понятия информационной культуры ............ 169 Контрольные вопросы ........................................................................ 170 Глава 5. инФоРМационное оБеСПечение наУКи и оБРаЗоВаниЯ .................................................................... 172 5.1. информация как основной ресурс информатизации вуза ...... 172 5.1.1. основные понятия и характеристики информации ...... 172 5.1.2. Формы существования и преобразования информации ...................................................................... 174 5.1.3. Роль информации в развитии общества, науки и образования ................................................................... 178 5.2. Методические положения работы с научной и учебной информацией .............................................................................. 181 5.2.1. основные понятия и источники научной и учебной информации ................................................... 181 5.2.2. Методы работы с научной и учебной информацией .................................................. 188 376
Стр.377
5.2.3. Качество информации и подходы к его оцениванию ............................................................. 193 5.3. информационно-аналитические комплексы вуза ......... 196 Контрольные вопросы ........................................................................ 199 Глава 6. ЭЛеКТРоннаЯ инФоРМационнооБРаЗоВаТеЛьнаЯ СРеДа ВУЗа ................................... 200 6.1. общие положения об электронной информационнообразовательной среде вуза ....................................................... 200 6.2. Модель формирования электронной информационнообразовательной среды вуза ...................................................... 203 6.3. Права и обязанности пользователей в электронной информационно-образовательной среде вуза .......................... 209 6.4. Подходы, формы и технологии обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза .......................... 211 Контрольные вопросы ........................................................................ 217 Раздел 3 ИННОВАЦИОННые ИНФОРМАЦИОННые ТеХНОЛОГИИ В НАУКе И ОБРАЗОВАНИИ Глава 7. ТеХноЛоГии МоДеЛиРоВаниЯ В наУчнЫХ иССЛеДоВаниЯХ ...................................... 219 7.1. основы моделирования в научных исследованиях ................. 219 7.1.1. история развития моделирования как инструмента научного исследования .................................................... 219 7.1.2. Модель и моделирование, классификация моделей ..... 222 7.1.3. основные положения формализации содержательного описания объекта ............................... 230 7.2. организация моделирования в научных исследованиях ........ 235 7.2.1. Классическая схема моделирования .............................. 235 7.2.2. Участники моделирования .............................................. 237 7.2.3. Задачи моделирования ..................................................... 238 7.3. Методология моделирования .................................................... 242 7.3.1. Принципы моделирования .............................................. 242 7.3.2. Методология построения и исследования моделей ...... 243 7.3.3. Требования к моделям и пути их достижения .............. 249 377
Стр.378
7.4. Технологические особенности моделирования ...................... 250 7.4.1. общая схема использования моделей для решения прикладных задач ............................................................ 250 7.4.2. Планирование экспериментов с моделью ..................... 252 7.4.3. оценка точности модели и результатов моделирования ................................................................. 256 Контрольные вопросы ........................................................................ 264 Глава 8. оСноВЫ ПРиМенениЯ инноВационнЫХ инФоРМационнЫХ ТеХноЛоГий В наУКе и оБРаЗоВании.................................................................... 266 8.1. интерактивное обучение и информационные технологии .... 266 8.1.1. Формы и принципы интерактивности в образовании .. 266 8.1.2. Методы интерактивного обучения ................................. 270 8.1.3. Средства и информационные технологии интерактивного обучения................................................ 276 8.2. обучение как диалог в среде информационных технологий ................................................... 279 8.2.1. основные положения учебного диалога ....................... 279 8.2.2. Природа общения в форме диалога ............................... 280 8.2.3. Диалог с использованием информационных технологий ........................................ 281 8.3. Дистанционное образование и информационные технологии ................................................ 283 8.3.1. история развития дистанционного образования .......... 283 8.3.2. Современные организационные структуры дистанционного образования ......................................... 286 8.3.3. Методы и технологии дистанционного образования ... 288 8.4. интернет-технологии в науке и образовании .......................... 291 8.4.1. интернет-технологии в научной деятельности ............ 291 8.4.2. интернет-технологии в образовательной деятельности .................................... 296 8.4.3. особенности информационных правоотношений в сети «интернет» ............................................................ 298 8.5. цифровая трансформация науки и высшего образования .............................................................. 302 378
Стр.379
8.5.1. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации науки и образования ........... 302 8.5.2. Технологии и проекты цифровой трансформации науки и образования ........................................................ 304 8.5.3. Проблемы и вызовы цифровой трансформации науки и образования ........................................................ 307 Контрольные вопросы ........................................................................ 310 Глава 9. КонцеПТУаЛьнЫе ПоЛоЖениЯ оБеСПечениЯ инФоРМационной БеЗоПаСноСТи В наУКе и оБРаЗоВании.................................................................... 311 9.1. особенности обеспечения информационной безопасности в вузе ..................................... 311 9.1.1. Принципы и задачи обеспечения информационной безопасности в вузе .......................... 311 9.1.2. Концептуальная модель обеспечения информационной безопасности в вузе .......................... 314 9.2. Угрозы безопасности информации и способы их реализации .......................................................... 318 9.3. Методы и средства защиты информации в науке и образовании ................................................................ 322 9.4. Комплексная система обеспечения информационной безопасности в науке и образовании ........................................ 326 Контрольные вопросы ........................................................................ 328 ЗаКЛЮчение ............................................................................................ 330 БиБЛиоГРаФичеСКий СПиСоК ....................................................... 332 ПРиЛоЖение. СЛоВаРь ТеРМиноВ .............................................. 337 379
Стр.380

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически