ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
1
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 4 (91) 2024 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 4 (91) 2024 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных
результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора
и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные
библиографические базы данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS),
ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службей по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации СМИ серия ПИ № ФС77-85628 от 11 июля 2023 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 19.11.2024 г.
Формат 70х100/16. Авт. л.: 14,39. Усл. печ. л.: 14,36.
Печать цифровая. Гарнитура DejaVu.
Тираж 1000.
Заказ № 763_24.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2024.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
3
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (91) 2024 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (91) 2024 г.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database: RSCI,
Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС77-85628, July 11, 2023.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 19.11.2024
Format 70x100/16. Auth. l.: 14,39. Usl. p. l.: 14,36.
Digital printing. The DejaVu headset.
The circulation is 1000.
Order No. 763_24.
Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный педагогический университет, 2024.
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Антонова Н. А.
Гиззатуллин И. Г., Галеев З. Г.
Применение новых лекционных форм в высшей школе
как фактор повышения познавательной активности студентов.......21
Осин М. В., Егорова Г. И.
Формирование культуры профессиональной успешности
как условие развития субъектности,
конкурентоспособности будущего учителя..........................................27
Жаворонко Е. С., Ниязова А. А.
Формирование готовности будущего педагога к тьюторской
деятельности в инклюзивном образовании..........................................36
Михельсон С. В., Волкова А. Г.
Изучение иностранного языка с использованием
модели системы деятельности...............................................................45
Моложавенко В. Л. Формирование гражданской позиции у обучающихся
в дореволюционной и современной России..........................................54
Новикова А. А.
Использование проектного метода в социально- гуманитарных
дисциплинах в аспекте формирования гибких компетенций
обучающихся.............................................................................................62
Перевозный А. В. Подготовка будущих учителей к формированию функциональной
грамотности школьников: содержательный аспект............................68
Пересторонина М. В., Педан Т. Н.
Технология индивидуального сопровождения научноисследовательской
работы студента медицинского вуза.................76
Покровская А. А. Теоретические основы развития прогностической
компетентности студентов педагогического вуза..............................85
Светоносова Л. Г., Беркулов Д. Ж., Пешков Д. И.
К вопросу о моделировании процесса формирования
педагогической культуры будущих учителей......................................91
Фрольцов А. В.
Чуракова А. В.
Содержание структурных компонентов
педагогического мировоззрения будущих руководителей
хореографических коллективов.............................................................99
Развитие самоорганизации будущих педагогов
посредством студенческого спортивного клуба................................109
Организация и сопровождение мотивации студентов
педагогического вуза к научно- исследовательской работе................9
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
Шершнева Е. Г.
Особенности инновационно- предпринимательской
инфраструктуры вуза в контексте модели «Университет 3.0»........116
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Качурин И. Д.
Пальчикова Г. С.
Таранчук Е. А.
Обоснование модели обучения лингвотеоретическим
дисциплинам с использованием корпусных технологий..................126
Формирование цифровой грамотности курсантов
военных вузов в условиях гибридного обучения...............................138
Работа с инфографикой по материалам художественных
произведений как средство развития читательской
грамотности студентов педагогических вузов...................................145
Юдашкина В. В., Яцевич О. Е., Исаков В. В.
Применение массовых открытых онлайн курсов (МООК)
в высших учебных заведениях (на примере ТИУ): pro et contra.......156
ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ
Некрасов В. Л.
Всероссийская научная конференция
«Учить и учиться в век биологии: практики
исследовательской и проектной деятельности в школе»................165
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………………………….………………167
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ…………………………………………172
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
7
CONTENTS
HIGHER SCHOOL PEDAGOGY
Antonova N. A.
Gizzatullin I. G., Galeev Z. G.
Application of New Lecture Forms in Higher School as a Factor
of Increasing Cognitive Activity of Students...............................................21
Osin M. V., Egorova G. I.
Formation of a Culture of Professional Success as a Condition for the
Development of Subjectivity and Competitiveness of a Future Teacher...27
Zhavoronko Е. S., Niyazova A. A.
Formation of Future Teacher’s Readiness for Tutoring
Activity in Inclusive Education.....................................................................36
Mikhelson S. V., Volkova A. G.
Learning a Foreign Language Using an Activity System Model.................45
Molozhavenko V. L. Formation of Civic Position in Students in Pre- Revolutionary
and Modern Russia......................................................................................54
Novikova A. A. The Use of the Project Method in Social and Humanitarian Disciplines
in the Aspect of the Formation of Flexible Competencies of Students......62
Perevozny A. V.
Preparation of Prospective Teachers for Formation Functional
Literacy of Schoolchildren: Content Aspect................................................68
Perestoronina M. V., Pedan T. N.
Technology of Individual Support of Research Work
of a Medical University Student..................................................................76
Pokrovskaya A. A. Theoretical Bases of Development of Prognostic Competence
of Pedagogical University Students............................................................85
Svetonosovа L. G., Berkulov D. J., Peshkov D. I.
On the Issue of Modeling the Process of Forming
the Pedagogical Culture of Future Teachers...............................................91
Froltsov A. V.
Churakova A. V.
Shershneva E. G.
The Content of the Structural Components of the Pedagogical
Worldview of Future Leaders of Choreographic Groups.............................99
Development of Self- Organization of Future Teachers
Through Student Sports Club...................................................................109
Features of Innovative and Entrepreneurial
University Infrastructure in the Context of «University 3.0» Model.........116
Organization and Support of Motivation of Students
of a Pedagogical University for Research Work............................................9
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 4 (91) 2024 г.
INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION
Kachurin I. D.
Palchikova G. S.
Taranchuk E. A.
Teaching Linguo- Theoretical Disciplines on Basis
of Corpora Technologies: Evaluating a Theoretical Model.......................126
Formation of Digital Literacy of Military University Cadets
in a Hybrid Learning Environment............................................................138
Working with Infographics Based on Works of Literature
as a Means of Developing Reading Literacy in Students
of Pedagogical Universities.......................................................................145
Iudashkina V. V., Iatsevich O. E., Isakov V. V.
The Use of Massive Open Online Courses (MOOCS)
in Higher Education Institutions (Using the Example of TIU):
Pro et Contra..............................................................................................156
CONFERENCE OVERVIEW
Nekrasov V. L.
All- Russian Academic Conference
«Teaching and Learning in the Century of Biology:
Practices of Research and Project Activities in School»...........................165
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS……………………………………………………………………167
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS……………..……………………………172
Стр.8