Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум

Становление музыкально-национальной культуры Бурятии

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц55
ID910906
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы истории формирования профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923 по 1945 г. Работа содержит лекционный материал, учебно-исследовательские задания для лабораторных занятий и библиографический список для самостоятельного изучения. Предназначено для студентов по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), а также специалистам образовательных учреждений республики.
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ISBN978-5-9793-1971-1
УДК00(091)(571.54)
ББК71(2Рос.Бур)
Становление музыкально-национальной культуры Бурятии / М.Ц. Гончикова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2024 .— 55 с. — ISBN 978-5-9793-1971-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/910906 (дата обращения: 06.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Становление_музыкально-национальной_культуры_Бурятии.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» М. Ц. Гончикова Становление музыкально-национальной культуры Бурятии Рекомендовано Экспертным советом университета в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2024
Стр.2
УДК 00(091)(571.54) ББК 71(2Рос.Бур) Г 657 Утверждено Экспертным советом университета Протокол № 3 от 8 ноября 2024 г. Рецензенты Р. Б. Дондокова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования, БГУ им. Д. Банзарова С. Ц. Маншеева, доцент кафедры этнологии и народной художественной культуры, ВСГИК Гончикова М. Ц. Г 657 Становление музыкально-национальной культуры Бурятии: учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова, 2024. — 54 с. ISBN 978-5-9793-1971-1 В учебно-методическом пособии рассмотрены вопросы истории формирования профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923 по 1945 г. Работа содержит лекционный материал, учебноисследовательские задания для лабораторных занятий и библиографический список для самостоятельного изучения. Предназначено для студентов по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), а также специалистам образовательных учреждений республики. УДК 00(091)(571.54) ББК 71(2Рес. Бур) ISBN 978-5-9793-1971-1 © М. Ц. Гончикова, 2024 © Бурятский госуниверситет им. Д.Банзарова, 2024
Стр.3
Предисловие причин. Во-первых, в этот период в стране был провозглашен принцип пролетарской культуры, что привело созданию новых учреждений культуры, к реформе системы музыкального образования. Поэтому изучение проблемы формирования музыкальной культуры в национальной республике важно для понимания общей динамики развития культуры в этот период. Во-вторых, республика располагается на территории с многонаИ циональным населением и имеет уникальную культуру и традиции. В связи с этим, изучение истории формирования музыкальной культуры в Бурят-Монгольской АССР позволяет глубже изучить процессы, связанные с сохранением и развитием национальных культурных ценностей. В целом, изучение данной проблемы имеет актуальность для понимания исторического контекста развития культуры, сохранения и развития национальных традиций, подготовки квалифицированных специалистов в сфере музыкальной культуры и образования. Все усилия по формированию музыкальной культуры в рассматриваемый период соответствовали поставленным задачам культурной политики государства. Настоящее учебно-методическое пособие «Становление музыкально-национальной культуры Бурятии (1923-1945 гг.)» создано в соответствии с требованиями ФГОС ВО и предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Работа посвящена изучению народного музыкального творчества как важнейшего регионального духовнокультурного фактора, выступающего неотъемлемой частью традиционной культуры бурят. Дисциплина «Музыкальная культура Бурятии» является нормативной дисциплиной и относится к вариативной части учебного плана программы бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое об3 зучение проблемы истории формирования профессиональной музыкальной культуры в Бурят-Монгольской АССР в 1920–1930-е гг. является актуальным по ряду
Стр.4
разование (с двумя профилями подготовки). Для освоения дисциплины «Музыкальная культура Бурятии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин как «Основной музыкальный инструмент», «Основы теории музыки и сольфеджио», «История музыки», «Теория и методика музыкального воспитания». Цели освоения дисциплины «Музыкальная культура Бурятии (1923-1945 гг.)»: приобщение обучающихся к национальной музыкальной культуре региона; формирование системы знаний о музыкальной культуре Бурятии. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные этапы становления и развития профессиональной бурятской музыкальной культуры. уметь: профессионально осмыслить исторический процесс в его причинно-следственных связях. владеть: знаниями в области бурятской музыкальной культуры. В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции обучающегося: ПК-2.1. Осуществляет теоретический анализ музыкальнопедагогической литературы, умеет пользоваться профессиональными понятиями и терминологией; ПК-2.2. Формирует у обучающихся умения в области слушательской и исполнительской деятельности, творческой деятельности; ПК-2.3. Планирует учебные занятия и самостоятельную работу учащихся; ПК-2.4. Выстраивает индивидуальные образовательные маршруты по дисциплине; ПК-2.5. Реализует программы учебных дисциплин и оценивает результаты собственной деятельности; ПК-4.1. Понимает значение предмета «Музыка» в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его значении в мировой культуре. ПК-4.2. Содействует в подготовке обучающихся к участию музыкальных олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях; 4
Стр.5
ПК-4.3. Самостоятельно определяет воспитательные цели, способствующие музыкальному развитию обучающихся, независимо от уровня музыкальных способностей. УК-5.1. Демонстрирует уважительное отношение историческому и культурному наследию различных этнических групп, опираясь на знания этапов исторического и культурного развития России; УК-5.2. Выбирает форму взаимодействия с другими социальными группами на основе полученной информации об их культурных и социально-исторических особенностях, включая философские и этические учения; УК-5.3. Осуществляет межкультурную коммуникацию в соответствии с принятыми нормами и правилами в различных ситуациях межкультурного взаимодействия. Целью данной учебно-методической разработки является знакомство студентов с историей формирования профессиональной музыкальной культуры Бурятии. Работа создана на материале народного музыкального творчества, исторически сложившегося на этнической территории бурят, системе локальных музыкальнофольклорных традиций. В учебно-методическом пособии «Становление музыкальнонациональной культуры Бурятии (1923-1945 гг.)» представлена традиция музыкального фольклора бурят как основы создания профессиональной музыкальной культуры, отражены вопросы истории музыкальной культуры и образования в 1920-1940 гг. в БурятМонгольской АССР, включая годы Великой Отечественной войны в 1941-1945-е гг., формирования кадрового потенциала в сфере музыкальной культуры и образования. Хронологические рамки рассматриваемой проблемы охватывают этап формирования профессиональной музыкальной культуры Бурят-Монгольской АССР. Кроме того, каждый раздел сопровождается учебно-исследовательскими заданиями, списком рекомендуемой литературы. 5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие …………………………….………………….…................... 3 I Музыкальная культура Бурят-Монголии в период национально-культурного строительства 1.1 Традиции народной музыки бурят как основа формирования профессиональной музыкальной культуры …..........………..…………… 6 1.2 Формирование профессиональной музыкальной культуры в Бурят-Монгольской АССР ………………………………………………. 12 1.3 Организация музыкального образования в Бурят-Монгольской АССР ……………………………………………… 21 II Музыкальная культура Бурятии в предвоенные и военные годы 2.1 Подготовка и проведение первой декады бурят-монгольского искусства в Москве …………………….…................................................... 34 2.2 Музыкальная культура Бурятии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) ………………………… 40 Заключение …………….......………….……………………….................. 44 Библиографический список ..…..…….……………………................... 45 Терминологический словарь …………………………………………… 49 Методические рекомендации для СРС ………………...…................. 51
Стр.54

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически