ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
1
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 2 (89) 2024 г.
Стр.1
В Е С Т Н И К
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 2 (89) 2024 г.
«Вестник Сургутского государственного педагогического университета»
входит в «Перечень российских рецензируемых научных журналов,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для опубликования основных научных
результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора
и кандидата наук».
Журнал включён в индексы научного цитирования и в международные
библиографические базы данных: РИНЦ, Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS),
ESJI, Ulrich Рlus.
Учредителем и издателем СМИ «Вестник Сургутского государственного педагогического
университета» является бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Главный редактор: КОНОПЛИНА Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Президент Сургутского государственного педагогического университета
Адрес издательства, редакции и типографии:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2.
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-493).
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Периодичность издания: 6 выпусков в год.
Выход в свет: 28.05.2024 г.
Формат 70х100/16. Авт. л.: 13,9. Усл. печ. л.: 13,71.
Печать цифровая. Гарнитура DejaVu.
Тираж 1000.
Заказ № 657_24.
Отпечатано в РИО СурГПУ.
© Сургутский государственный педагогический университет, 2024.
Распространяется бесплатно, 12+
Стр.2
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
3
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 2 (89) 2024 г.
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
B U L L E T I N
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 2 (89) 2024 г.
This Bulletin has started its publishing activity since 2007.
«Surgut State Pedagogical University Bulletin»
is in «The List of Russian peer-reviewed journals
recommended by State Commission of Academic Degrees
and Titles for publication of main scientific results of Doctror and Ph.D. theses».
The Journal is in the list of Science Citation Index and internantional bibliographic database: RSCI,
Сyberleninka.ru, Scientific Indexing Services (SIS), ESJI, Ulrich Рlus.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio-communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certificate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The Chief Editor: KONOPLINA Nadezhda Vasilyevna, Doctor of Education, Professor,
Prezident of the Surgut State Pedagogical University.
Address of the publishing house, editorial office and printing house is:
628417 Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra,
Surgut, 50 let VLKSM st., 10/2.
Phone: 8 (3462) 22-31-87 (ext. 4-493). E-mail: vestnik@surgpu.ru
Publication frequency: 6 issues per year.
Release date: 28.05.2023
Format 70x100/16. Auth. l.: 13,9. Usl. p. l.: 13,71.
Digital printing. The DejaVu headset.
The circulation is 1000.
Order No. 657_24.
Printed in RIO SurGPU.
Distributed for free, 12+
© Сургутский государственный педагогический университет, 2024.
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
5
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ
Богдан Д. И.
Дуран Т. В.
Кеммет Е. В.
Ткачук Н. В.
Непрерывное педагогическое образование:
методологические подходы к исследованию.........................................9
Ценностные основания государственной
образовательной политики в современной России..............................21
Институциональная и организационная поддержка научных
школ и коллективов: стратегии развития вузов УрФО........................29
Запросы родителей школьников из числа коренных
малочисленных народов Севера к организации учебновоспитательного
процесса в школах- интернатах
Ханты- Мансийского автономного округа — Югры
(социологический опрос).........................................................................41
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.
Научно- педагогические работники в социальной структуре
вуза и общества........................................................................................53
Власова О. В.
Научные подходы к исследованию инновационного
потенциала научно- педагогических работников вуза........................65
Ермилова А. В., Воронин Г. Л.
Модели и параметры профессионального долголетия
спортсменов высших достижений: социологический аспект.............73
Нархов Д. Ю.
Смирнова Ю. С.
Вузовские образовательные общности:
теоретический каркас исследования.....................................................86
Барьеры профессионального развития современного учителя.........97
Шалагина Е. В., Шихова О. Н.
Как остаться в профессии: взгляд молодого
школьного педагога (на примере Свердловской области)...............103
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
Девятаева Т. В., Засыпкин В. П.
Экспериментальное исследование типов мотиваций работников
университета: результаты пробного разведывательного опроса....111
Стр.5
6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
Окунева Т. В., Шестопалова О. Н.
Удовлетворенность трудом персонала:
современные подходы и показатели оценки......................................118
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Шуклина Е. А., Певная М. В.
Совместное производство в социокультурном развитии
городской среды: теоретические подходы и потенциал
участия студенчества............................................................................127
Петрова Д. С.
Роль профессионального самоопределения
в системе социального благополучия студенческой молодежи
северного региона..................................................................................141
Попкова А. А., Третьякова О. В.
Социологический анализ грантовой поддержки организаций
в системе реализации молодежной политики....................................151
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………………………....………………160
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ………...………………………………164
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
7
CONTENTS
STATE EDUCATIONAL POLICY IN THE CONTEXT OF SOCIOLOGY
Bogdan D. I.
Duran T. V.
Kemmet E. V.
Continuing Pedagogical Education:
Methodological Approaches to Research.....................................................9
Value Foundations of Public Educational Policy in Modern Russia............21
Institutional and Organizational Support for Scientific Schools
and Collectives: Development Strategies for Universities
in the Urals Federal District........................................................................29
Tkachuk N. V.
Requests from Parents of Schoolchildren from Among
the Indigenous Minorities of the North to Organize the Educational
Process in Boarding Schools of the Khanty- Mansiysk Autonomous
Okrug — Ugra (Sociological Survey)...........................................................41
SOCIOLOGY OF SOCIO-PROFESSIONAL COMMUNITIES
Zborovsky G. E., Ambarova P.A.
Research and Pedagogical Staff
in the Social Structure of the University and Society.................................53
Vlasova O. V.
Scientific Approaches to the Study of the Innovative Potential
of Academic Teaching Staff.........................................................................65
Ermilova A. V., Voronin G. L.
Models and Parameters of Professional Longevity of Athletes
of the Highest Achievements: a Sociological Aspect.................................73
Narkhov D.Yu.
Smirnova Yu. S.
University Educational Communities:
the Theoreti- Cal Framework of the Study...................................................86
Barriers to Professional Development Modern Teacher..............................97
Shalagina E. V., Shikhova O. N.
Problems of Professional Adaptation of a Young Teacher
in Modern Conditions of the Educational Space
(by the Example of the Sverdlovsk Region).............................................103
SOCIOLOGY OF WORK
Devyataeva T. V., Zasypkin V. P.
Experimental Study of Types of Motivation of University Employees:
Results of a Test Intelligence Survey.........................................................111
Стр.7
8
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 2 (89) 2024 г.
Okuneva T. V., Shestopalova O. N.
Satisfaction with the Work of the Staff:
Modern Approaches and Evaluation Indicators........................................118
SOCIOLOGY OF YOUTH
Shuklina E. A., Pevnaya M. V.
Co- Production in the Socio- Cultural Development
of the Urban Environment: Theoretical Approaches
and the Potential of Student Participation................................................127
Petrova D. S.
The Role of Professional Self- Determination
in the Social Well- Being System Students of the Northern Region..........141
Popkova A. A., Tretyakova O. V.
Sociological Analysis of Grant Support of Organizations
in the System of Implementation of Youth Policy.....................................151
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS………...…………………………………………………………160
RULES FOR SUBMITTING MANUSCRIPTS BY AUTHORS…………………………………......……164
Стр.8