новости | Цены стальных полуфабрикатов
упали до многомесячных минимумов —2
спорт | Российский футбольный союз
готовит реформу судейства —4
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Суббота 29 марта 2025 №57 (7989 с момента возобновления издания)
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
культура | В прокат вышел фильм
«Божественная. Сара Бернар»
о величайшей актрисе конца XIX — начала XX века —4
Итоги козления
Только через шесть лет после
катастрофы в аэропорту Шереметьево
SSJ 100 «Аэрофлота»,
унесшей жизни 41 человека,
Межгосударственный
авиакомитет опубликовал
окончательный отчет о ее расследовании.
Причиной трагедии
названы действия пилота.
При этом предложено внести
изменения как в законодательство,
так и в конструкцию самого
самолета — стойки его шасси
при жесткой посадке могут
пробить топливные баки.
Причиной катастрофы 2019 года
в Межгосударственном авиакомитете
(МАК) назвали «некоординированные
управляющие действия»
командира воздушного судна
(КВС). Пилот Денис Евдокимов совершил
их «на этапе выравнивания
при посадке» и «при повторных
отделениях самолета от ВПП
(„козлении“)». А именно, установили
участники расследования, КВС
неоднократно несоразмерно перемещал
«ручки управления по тангажу
с фиксацией в крайних положениях».
Эти управляющие действия
и привели к трем грубым касаниям
взлетно-посадочной полосы
(ВПП). При втором и третьем ударах
о землю были разрушены силовые
элементы планера и топливные
баки, вытекший из них керосин
загорелся.
• 5 мая 2019 года SSJ 100–95Б авиакомпании
«Аэрофлот» (регистрационный
номер RA-89098) вылетел
из Шереметьево в Мурманск,
но вскоре вернулся из-за попадания
молнии. При посадке подломились
стойки шасси, лайнер ударился
о взлетно-посадочную полосу и загорелся.
Погиб 41 человек из 78 находившихся
на борту. В июне 2023 года
Химкинский горсуд признал пилота
SSJ Дениса Евдокимова виновным
в нарушении правил безопасности
движения и эксплуатации
воздушного транспорта, повлекшем
по неосторожности смерть
двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК).
Он получил шесть лет заключения,
штраф в 1,5 млн руб., а также запрет
на управление воздушным судном
(ВС) сроком в три года.
Согласно результатам судебномедицинских
экспертиз, смерть
40 из 41 жертвы трагедии стала результатом
воздействия открытого
пламени, сопровождающегося
ожогами верхних дыхательных путей.
Пожар возник после третьего
приземления ВС на ВПП из-за разрушения
крыльевых топливных
К трагедии
в Шереметьево
привела целая серия
ошибок и недочетов
ФОТО СК РФ / ТАСС
баков и разлива керосина. Произошел
он, решила комиссия, из-за
разрушений в местах крепления
гидроцилиндров выпуска и уборки
шасси и других частях крыла.
В результате второго касания ВПП
конструкция шасси была повреждена
и не могла «должным образом
воспринимать (новые.— „Ъ“)
посадочные нагрузки», установили
в МАК.
«Отсутствие корреляции между
сертификационными требованиями
к прочности конструкции,
включая основные опоры шасси,
и условиями демонстрации их
безопасного отделения приводит
к наличию существенных рисков
разрушения топливных баков и
утечки топлива»,— указали участники
расследования. Отметим,
что в последующем было зафиксировано
несколько случаев поСВО
среди своих
Как и зачем Владимир Путин
погрузился в мир подводников
Встречи у президента России Владимира
Путина в Мурманске закончились
28 марта, ночью, и специальный корреспондент
„Ъ“ Андрей Колесников
не пропустил ни одной: от той, на которой
была обнародована идея передать
Украину под внешнее управление,
до ночного звонка, который не попал
в отчеты на сайте kremlin.ru и в новости
информ агентств.
Атомный подводный крейсер «Архангельск»
— новейшее вроде изделие. Но как
сделать так, чтобы он был похож сразу на все
подводные лодки и России, и Советского Союза?
А вы отделайте кают-компанию лакированными
панелями из светлого дерева, накройте
столы красными и белыми скатертями,
повесьте картину, на которой будет изображено
лето или зима (главное, не ядерная),
в общем какая-нибудь погода должна
быть...— и готово.
Так выглядит и кают-компания «Архангельска».
Добротно, узнаваемо. Контр-адмиралы
в отставке пришли бы как к себе домой.
Командир «Архангельска» Александр
Гладков — тоже. Правда, странная пластиковая
фляга была у него на поясе. И она ему мешала,
да просто даже не знал он, что с ней делать.
Перед тем как сесть, решил снять, а то
и стащить с себя едва ли не в сердцах. Положил
на стул за соседним столом — пусть лежит.
И видно, что легче стало человеку.
Кажется, это был самоспасатель, ПДА
(портативный дыхательный аппарат), который
по штату принято носить подводникам,
как и шахтерам. Но видно же, что вещь чужеродная
на боку, вызывает вопросы у самого
носителя. Однако не избавишься от него на
людях вот так запросто. Мучительно, короче
говоря, все это, хоть и по уставу.
Для вида попробовав еду (отказываться
разве можно), Владимир Путин дал понять,
что пришел поговорить, и через пару минут
уже отвечал на вопросы офицеров, старших
и младших, рассказывал про перспективы
военно-морского флота.
— У нас существует известный стратегический
баланс с Соединенными Штатами,—
говорил Верховный главнокомандующий
Михаилу Лакомкину, командиру дивизиона
живучести «Архангельска»,— и будем самым
бережным образом к этому относиться,
будем делать все своевременно. Конечно,
всегда, во все времена существовало много
вопросов и проблем. Россия — как бы сухопутная
держава (спорно; вот именно что как
бы.— А. К.), огромная территория, но не случайно
еще со времен Петра I закладывались
традиции судостроения, Военно-морского
флота. В принципе они были и раньше, просто
Петр это поставил на совершенно новую
базу, на совершенно новую основу.
новости — с3
вреждения двигателей и баков SSJ
в результате жестких посадок. Последний
произошел в ноябре 2024
года в Турции, тогда возгорание не
привело к жертвам.
В 2019 году, говорится в отчете,
пожар вначале «носил характер
дефлаграционной вспышки», которая
сопровождалась интенсивным
дымообразованием, а устойчивое
горение возникло спустя две секунды
после ЧП. К моменту начала
эвакуации пассажиров огонь
уже распространился внутрь салона
через иллюминаторы в задней
части фюзеляжа по обоим бортам.
При этом нормы летной годности
не устанавливают требований к иллюминаторам
по защите от внешнего
пожара. «Сложившаяся ситуация
выходила за пределы ожидаемых
условий эксплуатации в части
отсутствия резерва времени (90 секунд),
за которое при сертификации
типа ВС демонстрируется проведение
аварийной эвакуации пассажиров
и членов экипажа»,— говорится
в отчете.
По предположению участников
расследования, увеличению тяжести
последствий ЧП способствовали
работающие двигатели самолета,
которые экипаж своевременно не
выключил; большое количество вытекавшего
из обеих консолей крыла
топлива, попадавшего под воздействие
реактивных струй, а также
невозможность использования для
эвакуации обоих задних выходов.
Также были отмечены толчея
и паника среди пассажиров, которые
при эвакуации пытались забрать
ручную кладь, и ошибка старшего
бортпроводника «при работе
с системой громкой связи», что
привело к «снижению ситуационной
осведомленности пассажиров
о порядке эвакуации».
Факторами, способствующими
катастрофе, в МАК назвали неэффективность
программ подготовки
летного состава SSJ 100 для действий
в сложных ситуациях при переходе
в режим ручного управления
(Direct Mode) и, как следствие, недостаточные
знания и навыки членов
экипажа для пилотирования самолета
в этом режиме. Программы
подготовки не учитывали специфики
конкретной ситуации, хотя и соответствовали
минимальным требованиям,
установленным Федеральными
авиационными правилами,
отмечено в отчете. По мнению
специалистов МАК, в сложившейся
ситуации экипажу надо было
не совершать экстренную посадку,
а выполнить уход на второй круг.
Участники расследования также
посчитали, что должны быть внесены
изменения в законодательство,
в том числе в части реагирования
служб на подобные ЧП. Целесообразным
было признано и рассмотреть
вопрос о внесении изменений
в конструкцию шасси SSJ или
«введения эквивалентных мер для
снижения риска возникновения
течи топлива» из пробитых баков.
Представители «Аэрофлота» и
Росавиации в отчете выступили с
особыми мнениями, касающимися
в том числе подготовки пилотов.
Николай Сергеев
Мьянма потрясла Таиланд
Землетрясение в Юго-Восточной Азии
снизит активность туристов
В результате землетрясения 28 марта
в Юго-Восточной Азии с эпицентром
в Мьянме погибли не менее 154 человек
и пострадали более 700. События
практически не затронули популярные
у россиян курорты, но могут привести
к отмене части бронирований, средства
за которые турбизнес будет возвращать
за вычетом фактических расходов.
Спрос на туры в Таиланд и Мьянму в ближайшие
две недели может быть снижен.
Землетрясение в Юго-Восточной Азии
охватило несколько стран региона, в том
числе Таиланд. Эпицентр находился в
Мьянме, в 16 км от города Мандалай с населением
около 1,5 млн человек. Магнитуда,
по данным Геологической службы США,
составила 7,7.
В Мьянме землетрясение затронуло пять
городов, разрушив мосты на скоростной
трассе Янгон—Мандалай и некоторые здания.
Myanmar Now опубликовало снимки, на
которых видно, как рухнула часовая башня
и часть стены у Мандалайского дворца. Погибли
по меньшей мере 144 человека, более
700 ранены, сообщил Bloomberg со ссылкой
на власти страны. В Бангкоке недалеко от популярного
рынка Чатучак рухнуло строящееся
33-этажное здание. Погибли не менее десяти
человек, 101 считается пропавшим без
вести. Как предупредил губернатор Бангкока
Чадчарт Ситтипунт, в столичном регионе
сохраняется опасность афтершоков. Толчки
также ощущались в Китае и Вьетнаме.
Таиланд — одно из наиболее востребованных
туристических направлений. По
данным местного министерства туризма и
спорта, в 2024 году страну посетили 1,75 млн
российских путешественников, за год показатель
увеличился на 17,8%. По подсчетам
Travelata.ru, Таиланд формирует 5% бронирований
организованных туристов на майские
праздники и занимает четвертое место по
популярности среди зарубежных направлений.
По подсчетам вице-президента Российского
союза туриндустрии Дмитрия Горина,
сейчас в Бангкоке находятся примерно 2 тыс.
российских туристов, около 600 из них — организованные.
Также в Бангкоке может быть
много постоянно проживающих россиян.
В Мьянме, по данным местных властей,
в 2024 году побывали 3,9 тыс. россиян. Год
к году показатель вырос на 19%. Представитель
«Интуриста» Дарья Домостроева называет
Мьянму скорее не курортным, а экскурсионным
направлением. Туроператоры формируют
туда программы, но о массовых поездках
речи нет. Эксперт связывает это с низкой
представленностью, нередкими вооруженными
конфликтами и ограниченным
авиасообщением (в Мьянму отправляется
только рейс из Новосибирска).
новости — с2
МАК назвал ошибки пилота
основной причиной катастрофы SSJ 100 в Шереметьево
Подписной индекс П1125 / П1126
культура | Европейские звезды
классической музыки
отказываются выступать в США —4
Покупатель
разгулялся
по весне
У крупных торговых
центров вырос трафик
Посещаемость московских торгцентров
в конце марта, что нехарактерно
для этого периода,
увеличилась на 8% год к году.
Основной прирост обеспечили
крупноформатные объекты,
посещаемость которых падала
последние три года. Но в отсутствие
макроэкономических улучшений
позитивный тренд может
оказаться краткосрочным.
Mall Index (отражает количество
посетителей на 1 тыс. кв. м торговых
площадей) на неделе 17–23 марта в
Москве увеличился на 8% год к году,
подсчитали в Focus Technologies. Наиболее
выраженный рост показали
крупноформатные объекты с арендопригодной
площадью (GLA) более
40 тыс. кв. м. Их посещаемость
прибавила 11% год к году. Такой же
прирост у торговых центров выходного
дня (GLA более 80 тыс. кв. м).
В малых и средних форматах (GLA
5–40 тыс. кв. м) увеличение более
сдержанное — 7%.
Вице-президент Союза торговых
центров Павел Люлин тоже отметил
выраженный рост посещаемости
московских торговых центров:
на 14% год к году. Это значение превышает
и показатель 2023 года, добавил
он. Региональный директор
департамента торговой недвижимости
NF Group Евгения Хакбердиева
говорит, что трафик торговых центров
однозначно больше прошлогоднего:
«Оживление можно рассматривать
как начало восстановления после
длительного спада».
Рост трафика в крупных торгцентрах
— новый тренд для рынка
коммерческой недвижимости.
После ухода с рынка международных
брендов весной 2022 года их
посещаемость год к году преимущественно
снижалась, напоминает
руководитель направления исследований
и консалтинга Focus
Technologies Михаил Васильев. За
прошлый год сокращение составило
2%. Рост трафика наблюдался
лишь в районных объектах (см. „Ъ“
от 24 октября 2024 года).
Конец марта — необычный период
для оживления, традиционно посещаемость
в это время показывает
сезонный спад после гендерных
праздников, говорит Павел Люлин.
Всплеск он связывает с ранним приходом
весны, который может стимулировать
потребителей к обновлению
гардероба. Согласно Focus
Technologies, посещаемость фешенритейлеров
в крупноформатных
торгцентрах Москвы на прошлой
неделе увеличилась на 7% год к году.
Ранее этот показатель снижался (см.
„Ъ“ от 7 марта). Хорошая погода стимулирует
и увеличение туристического
потока в Москву из соседних
областей, он тоже влияет на трафик
торговых центров, объясняет Михаил
Васильев.
нам
новости — с2
важно
ваше
8 800 200 2556
что-нибудь еще?
КТО ЛЮБИТ
ПОКОРОЧЕ —
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ
НА «Ъ»
В TELEGRAM
трудно купить наши издания?
плохо доставляют подписку?
мнение
заметили ошибку в публикациях?
Стр.1