ББК 65.29УДК [336.64+658.14/.16](075.8)
В23
0-93я73
Авторы:
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Ващенко Т. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового и инвестиционного
менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации;
Восканян Р. О., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового и инвестиционного
менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации.
Рецензенты:
Лисицына Е. В., доктор экономических наук, профессор, руководитель программы МВА
«Финансовый менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС
(Института);
Ордов К. В., доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов устойчивого
развития Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
В23
Ващенко Т. В., Восканян Р. О.
В учебнике излагаются основные вопросы, составляющие сущность и содержание стратегического
финансового менеджмента как учебной дисциплины и как системы управления
финансово-хозяйственной деятельностью компании, основной целью которой является
рост стоимости компании и увеличение благосостояния собственников. Рассматриваются
базовые принципы и концепции стратегического финансового менеджмента, информационная
база для оценки результативности деятельности компании, ее инвестиционной политики
и системы управления, инструменты привлечения капитала и критерии оптимизации
его структуры, существующие подходы к оценке стоимости бизнеса, основные показатеили,
используемые в системе ценностно-ориентированного менеджмента, методы оценки
ISBN 978-5-392-41384-3
управления рисками, с которыми сталкиваются менеджеры при управлении компанией.
Исследуются возможности решения агентской проблемы и повышения качества корпоративного
управления в целях поддержания финансовой безопасности и инвестиционной
привлекательности, обеспечивающие долгосрочный рост и устойчивое положение на рынке
в интересах собственников компании.
Для более полного усвоения изложенного теоретического материала в книге приводятся
примеры решения расчетных заданий, контрольные вопросы, тесты и задания для самостоятельной
работы, имеющие явно выраженную практическую направленность.
Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2023 г.
Данный учебник предназначается для студентов, обучающихся по программам магистратуры
по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» различных профилей, а также
преподавателей финансово-экономических специальностей и широкого круга читателей,
интересующихся вопросами корпоративного управления.
ББК 65.29УДК [336.64+658.14/.16](075.8)
0-93я73
Учебное издание
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник
Ващенко ТаТьяна ВладимироВна,
Восканян роза оганесоВна
Печать цифровая. Печ. л. 11,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз..
ООО «Проспект»
Подписано в печать 12.03.2024. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-41384-3
© © Ващенко Т. В., Восканян Р. О., 2024
ООО «Проспект», 2024
/16
Стратегический финансовый менеджмент : учебник. — Москва : Проспект,
2024. – 176 с.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Стратегический финансовый менеджмент иего роль
вобщей стратегии компании. Стратегическое финансовое
планирование .................................................................................................4
1.1. Сущность, цель изадачи стратегического финансового
менеджмента ...................................................................................................4
1.2. Базовые концепции финансового менеджмента .............................8
1.3. Финансовое планирование ипрогнозирование всистеме
стратегического финансового менеджмента ..................................13
Глава 2. Содержание иосновы формирования финансовой
стратегии ифинансовой политики компании ................................21
2.1. Финансовая стратегия ифинансовая политика компании .......21
2.2. Финансовая отчетность как информационная база
стратегического финансового менеджмента ..................................24
2.3. Основные финансовые показатели, характеризующие
финансовое состояние ирезультативность деятельности
компании ........................................................................................................ 27
Глава 3. Концепция ценностно ориентированного управления
бизнесом ........................................................................................................39
3.1. Стоимость как критерий эффективности управления
бизнесом ........................................................................................................39
3.2. Виды стоимости иметоды ее оценки .................................................45
3.3. Подходы иметоды оценки стоимости компании ..........................48
Глава 4. Основные показатели ценностно ориентированного
управления бизнесом ...............................................................................58
4.1. Выбор системы ценностно ориентированных показателей .....58
4.2.
4.3.
4.4.
MVA— рыночная добавленная стоимость ........................................60
EVA— экономическая добавленная стоимость ...............................61
SVA— акционерная добавленная стоимость ...................................64
4.5. СVA— денежная добавленная стоимость
иCFROI— денежная рентабельность инвестиций ........................ 67
Стр.175
176
4.6.
Оглавление
TSR— полная доходность для акционеров
иP/E— соотношение цена/прибыль ..................................................69
Глава 5. Управление финансовым иинвестиционным риском ................80
5.1. Оценка финансового риска компании.
Эффект финансового рычага .................................................................80
5.2. Оценка делового (операционного) риска компании.
Эффект операционного рычага ............................................................85
5.3. Оценка риска инвестиционной деятельности компании ...........88
Глава 6. Стратегические направления инвестиционной
деятельности иформирование оптимального
бюджета капиталовложений .................................................................98
6.1. Инвестиционные стратегии компании наразных стадиях
ее жизненного цикла ................................................................................98
6.3. Показатели икритерии эффективности инвестиционной
деятельности .............................................................................................. 105
6.2. Учет фактора времени при оценке будущих денежных
потоков компании ................................................................................... 101
Глава 7. Стратегии формирования структуры капитала компании ..... 119
7.2. Оценка стоимости капитала компании........................................... 122
7.3. Влияние структуры капитала нарезультативность
финансово-хозяйственной деятельности компании ................. 129
Глава 8. Стратегическое управление финансовой безопасностью
ифинансовые аспекты разрешения агентских
конфликтов компании ........................................................................... 138
8.1. Теоретические основы управления финансовой
безопасностью компании иобеспечения
ее долгосрочного устойчивого развития ....................................... 138
8.2. Концепция агентских отношений встратегическом
финансовом менеджменте. Методы мотивации
истимулирования, направленные нарост стоимости
компании ..................................................................................................... 143
8.3. Роль дивидендной политики всистеме финансовой
безопасности компании ........................................................................ 146
Список использованной литературы ....................................................................157
Список рекомендованной литературы ............................................................... 158
Ответы натесты ............................................................................................................ 160
Приложение I ................................................................................................................. 161
Приложение II ................................................................................................................ 164
7.1. Влияние структуры капитала нафинансовые показатели
деятельности компании ........................................................................ 119
Стр.176