Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610537)
Контекстум

Университеты в истории общества: Европа, США и Россия (300,00 руб.)

0   0
Первый авторВодичев Е. Г.
АвторыЗиневич О. В., Новосиб. гос. техн. ун-т
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц251
ID878403
АннотацияУчебное пособие нацелено на понимание феномена университета как социального института, посредством которого в обществе реализуется совокупность исследовательских, образовательных и информационных видов деятельности, а также осуществляется функция формирования мировоззренческой платформы. В публикации показано развитие университетской идеи и модели в условиях эллинизма, Средневековья и Нового времени, в Новейшее время, а также в условиях постиндустриализма и формирования экономики знаний. В работе изложены общие тренды в развитии высшей школы в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ и США. Особое внимание уделено эволюции университетской модели в России от формирования первых университетов Российской империи до современных российских университетских практик.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Кому рекомендованоПредназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение».
ISBN978-5-7782-4997-4
УДК375.4(075.8)
ББК74.483я73
Водичев, Е.Г. Университеты в истории общества: Европа, США и Россия : учеб. пособие / О.В. Зиневич; Новосиб. гос. техн. ун-т; Е.Г. Водичев .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2023 .— 251 с. — ISBN 978-5-7782-4997-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/878403 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Университеты_в_истории_общества._Европа,_США_и_Россия.pdf
ББК 74.483я73 В621 Рецензенты: Н. Н. Аблажей, д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН Ю. В. Попков, д-р филос. наук, профессор кафедры международных отношений и регионоведения НГТУ В621 Водичев Е. Г. Университеты в истории общества : Европа, США и Россия : учебное пособие / Е. Г. Водичев, О. В. Зиневич. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2023. – 251 с. ISBN 978-5-7782-4997-4 Учебное пособие предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение», и нацелено на понимание феномена университета как социального института, посредством которого в обществе реализуется совокупность исследовательских, образовательных и информационных видов деятельности, а также осуществляется функция формирования мировоззренческой платформы. В публикации показано развитие университетской идеи и модели в условиях эллинизма, Средневековья и Нового времени, в Новейшее время, а также в условиях постиндустриализма и формирования экономики знаний. В работе изложены общие тренды в развитии высшей школы в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ и США. Особое внимание уделено эволюции университетской модели в России от формирования первых университетов Российской империи до современных российских университетских практик. ББК 74.483я73 ISBN 978-5-7782-4997-4 © Водичев Е. Г., Зиневич О. В., 2023  Новосибирский государственный технический университет, 2023
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................. 3 Раздел 1. Западные университеты от Средневековья до постиндустриализма: общие тренды ............................................ 9 Университетские концепты от «протоуниверситета» до Нового времени ......... 9 Университеты Западной Европы, США и СССР / России новейшего времени под влиянием глобальных трендов постиндустриальных трансформаций ....................................................................................................... 24 Британские университеты. Оксбридж – «университеты из красного кирпича» – «университеты из листового стекла» ............................................... 32 Формирование традиции британской высшей школы .................................. 32 Университеты Великобритании в Новейшее время ...................................... 39 Университеты Франции: в лабиринте бюрократизма и автономии .................. 67 От первых университетов Средневековья до Grandes Écoles Нового времени ............................................................................................................. 67 Высшая школа Франции в Новейшее время .................................................. 75 Университеты Германии: в поисках концептуального совершенства ............ 101 Немецкие университеты Средневековья и Нового времени: от схоластики до научных исследований ..................................................... 101 Высшая школа ФРГ в Новейшее время........................................................ 112 Американская модель: синтез опыта Старого Света и новых подходов к роли науки и образования ................................................................................ 131 Высшая школа США в период Нового времени: традиции и новации ..... 131 Высшая школа США в эпоху постиндустриализма .................................... 145 Раздел 2. Развитие высшего образования в России: общие тренды и поиск собственного пути .................................................................. 161 Университеты в Российской империи: по инициативе и под контролем государства ........................................................................................................... 161 249
Стр.249
Высшая школа СССР в условиях мобилизационной парадигмы: от развития к системному кризису ..................................................................... 174 Формирование советских концептов высшей школы ................................. 174 Послевоенные годы: новые вызовы и восстановление прежней модели ............................................................................................................. 180 Система высшей школы накануне распада СССР ....................................... 197 Высшая школа России после распада СССР: стратегии выживания и модели развития ................................................................................................ 205 Поиск нового концептуального и институционального пространства ................................................................................................ 205 Реализация реформ и динамика развития высшего образования ............ 215 Императивы формирования экономики знаний и вызовы для России ........................................................................................................... 229 Заключение ........................................................................................................... 238 Библиографический список ................................................................................ 243 250
Стр.250

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически