Аннотация | Введение. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации ( РФ) в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» к приоритетным направлениям относятся: мониторинг химических и биологических рисков, совершенствование нормативно- правового регулирования и государственного управления. В части совершенствования нормативно- правового регулирования и государственного управления приоритетными являются, в том числе: разработка и применение документов, обеспечивающих обязательные требования в отношении химической продукции в Российской Федерации. Материал и методы. В качестве материалов были использованы нормативно- правовые акты РФ, ЕЭК и ЕС ( в частности, Указы, Постановления, Технические регламенты, Директивы, Регламенты и т. д. в области безопасного обращения с веществами, вызывающими обеспокоенность) , а также отечественные и международные базы данных, научные статьи и монографии, содержащие информацию о токсических свойствах химических веществ. Методология проведения работы заключалась в сравнительном анализе подходов к регулированию высокоопасных химических веществ международными организациями, РФ, Европейским союзом и его государствами, США, Канады. Результаты и обсуждение. В статье сформулированы основные положения концепции по замещению высокоопасных химических веществ в составе продукции на безопасные аналоги; научно обоснован национальный перечень химических веществ, вызывающих обеспокоенность, содержащий 1480 наименований, из них 630 мутагенов, 320 канцерогенов, 271 репротоксикант, 502 эндокринных разрушителей; сформулированы критерии отнесения веществ к кандидатам на запрещение и ( или) ограничение и предложения по внесению изменений в методическую и нормативно- правовую базы РФ в области химической безопасности. Заключение. В целях разработки эффективных мероприятий по минимизации риска воздействия химических веществ и безопасному управлению, в том числе запрету и ( или) ограничению, целесообразно: • внедрение национального перечня химических веществ, вызывающих обеспокоенность, в методическую и нормативно- правовую базы Российской Федерации и Евразийского экономического союза; • создание государственного мониторинга высокоопасных химических веществ в составе продукции на всех этапах жизненного цикла от сырьевых компонентов до отходов производства и потребления с непосредственным привлечением производителей; • формирование и ведение реестра выбросов и сбросов; • кодирование отходов по опасным свойствам ( канцерогенность, мутагенность, репротоксичность, воздействие на эндокринную систему) и его включение в качестве классификационного признака в Федеральный Классификационный Каталог Отходов; • подбор и оценка альтернатив для высокоопасных химических веществ. |