УДК 658.3(075)
ББК 65.291.21я73+ 65.240-32я73
Ш23
К. Г. Кязимов — проф. кафедры экономики труда и управления персоналом
экономического факультета ОУП ВО «АТиСО», д-р. пед. наук, проф. ;
Рецензенты:
П. В. Журавлев — проф. базовой кафедры Торгово-промышленной палаты
РФ «Развитие человеческого капитала» Российского экономического
университета им. Г. В. Плеханова, д-р. экон. наук, проф.
Карташов С. А., Конобеева А. Б., Гурцкой Д. А., Самраилова Е. К.,
Тохтиева Л. Н., Шапиро С. А.
Коллектив авторов:
Ш23 Современные аспекты маркетинга персонала : учебник /
С. А. Шапиро; под ред. С. А. Карташова, А. Б. Конобеевой,
С. А. Шапиро. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 228 с.
Шапиро, С. А.
ISBN 978-5-4499-3323-2
Настоящий учебник предназначен для изучения дисциплин «Рынок
труда», «Маркетинг персонала», «Управление человеческими ресурсами»
как методологическая основа получения профессиональных компетенций
в сфере управленческой деятельности связанной с
продвижением персонала на современном рынке труда. В главах учебника
рассматриваются механизмы анализа внешнего и внутреннего
рынка труда, механизм кадрового планирования в области привлечения
и эффективного использования персонала, механизмы обучения и
развития персонала, обеспечивающие развитие профессиональных
компетенций работников, и повышающие их лояльность к руководству
и причастность к результатам своего труда.
Учебник рассчитан на студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры,
обучающихся по специальностям «Управление персоналом»
и «Менеджмент организации», может быть полезен для других
специальностей управленческого профиля, а также всех, кто интересуется
проблемами управления человеческими ресурсами в организациях
различных форм собственности.
УДК 658.3(075)
ББК 65.291.21я73+ 65.240-32я73
ISBN 978-5-4499-3323-2
© Коллектив авторов, текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Введение ................................................................................................................................... 5
Глава 1. Эволюция развития маркетинга персонала ...................................... 7
1.1. Эволюция маркетинга персонала ................................................................ 7
1.2. Вклад зарубежных и отечественных научных школ в
развитие маркетинга персонала ........................................................................ 11
Глава 2. Сущность и функции маркетинга персонала ................................. 33
2.1. Взаимосвязь общего маркетинга и маркетинга
персонала ......................................................................................................................... 33
2.2. Сущность маркетинга персонала .............................................................. 41
2.3. Функции маркетинга персонала ................................................................ 53
Глава 3. Технологии маркетинга современного рынка труда................ 76
3.1. Исследование внешнего рынка труда .................................................... 76
3.2. Сегментирование рынка труда ................................................................... 85
Глава 4. Внутренний и внешний маркетинг персонала ........................... 102
4.1. Корпоративная культура, бренд и коммуникации как
основа внутреннего маркетинга персонала организации .............. 102
4.2. Ценностное предложение работодателя для персонала ........... 108
4.3. Внешний маркетинг персонала ................................................................ 117
4.3. Лизинг персонала ............................................................................................. 141
Глава 5. Технологии маркетингового управления развитием
персонала ............................................................................................................................. 159
5.1. Формирование системы требований к персоналу ........................ 159
5.2. Управление кадровым резервом организации ............................... 169
5.3. Рекрутинг профессионалов: технологии ............................................ 172
Глава 6. Повышение лояльности персонала в организации ................. 187
6.1. Сущность лояльности персонала ............................................................ 187
6.2. Уровни, типы и стадии лояльности ....................................................... 192
6.3. Способы повышения лояльности персонала. ................................... 202
3
Стр.4
Заключение ........................................................................................................................213
Вопросы к итоговой аттестации по дисциплине .........................................216
Список тем самостоятельных работ по дисциплине .................................218
Список использованных источников и литературы ..................................220
Стр.5