М.М. Морозов
О трагедиях Уильяма Шекспира
Морозов М. М. Театр Шекспира (Сост. Е. М. Буромская-Морозова; Общ. ред. и вступ. ст. С. И.
Бэлзы). -М.: Всерос. театр. о-во, 1984.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
Проникнутая традициями так называемой "школьной драмы" XVI века, одна из ранних пьес
Шекспира "Комедия ошибок" написана согласно новейшим исследованиям примерно в 1588 году - на
несколько лет раньше, чем предполагали прежде. "Школьная драма" создавалась в стенах университетов
и школ; авторами ее обычно бывали профессора и преподаватели, исполнителями - студенты и
школьники.
Первое дошедшее до нас упоминание о "Комедии ошибок" относится к поставленному в 1594
году любительскому спектаклю студентов одной из лондонских юридических академий. Все это
позволяет предположить, что уже в первые годы своего пребывания в Лондоне Шекспир сблизился со
студенческими кругами. Эта близость продолжалась, по-видимому, и впоследствии. На титульном листе
первого издания "Гамлета" (1603) сказано, что эта пьеса исполнялась "также в университетах
Оксфордском и Кембриджском". В университетах, однако, выступления профессиональных актеров
были запрещены законом. Следовательно, "Гамлета" исполняли студенты, располагавшие рукописью
трагедии до ее напечатания. Студенчество того времени - вот, по-видимому, среда, содействовавшая
уроженцу Стратфорда в усвоении передовой культуры своего времени, без которой, конечно, немыслимо
было бы все дальнейшее его творчество.
Еще до 1592 года Шекспир стал вхож во дворец графа Саутгэмптона, любителя театральных
представлений, которому Шекспир посвятил свои поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция", написанные в
начале девяностых годов. В этом дворце, украшенном произведениями искусства Ренессанса, Шекспир
мог видеть картины итальянских живописцев и слушать итальянскую музыку. Напомним, что о любви
Шекспира к живописи и в особенности к музыке говорят многие строки его произведений. Уже,
вероятно, в те ранние годы своего творчества Шекспир стал писать сонеты (сонет в ту эпоху был широко
распространенной формой лирической поэзии) {Новейшие исследователи относят некоторые сонеты
Шекспира к 1589 г., еще раз, таким образом, подтверждая, что Шекспир начал писать Сонеты (впервые
изданные отдельной книжкой в 1609 г.) значительно раньше, чем до сих пор предполагали.}. Шекспир
писал сонеты "для круга близких друзей", как замечает современник. Кто были эти близкие друзья, нам
неизвестно. Они, конечно, не принадлежали к знати. В переписке графа Саутгэмптона не случайно нет
упоминаний о Шекспире. Что для этого вельможи значил скромный актер, начинающий поэт и
сочинитель пьес! Он терялся в пестрой толпе посетителей дворца.
Итак,Шекспир одновременно начал свою творческую деятельность и как актер, и как драматург,
и как поэт - автор сонетов и двух упомянутых нами поэм.
На актерском поприще Шекспир достиг немногого. К самым значительным из сыгранных им
ролей принадлежали Призрак в "Гамлете" и старый слуга Адам в комедии "Как вам это понравится" -
роли более чем второстепенные. Но как драматург он оказался настолько нужным театру, что в 1599
году, когда та труппа, к которой принадлежал Шекспир, построила крупнейший в Лондоне театр
"Глобус",Шекспир был принят в число его пайщиков. Бытовые подробности жизни Шекспира мало нам
известны. Так, например, лишь в начале текущего века удалось установить, что в 1604 году (то есть в
период расцвета своего творчества, в тот самый год, когда был написан "Отелло") Шекспир снимал
комнату у парикмахера. Он жил, по-видимому, в самых скромных условиях.
Все свои силы Шекспир отдал театру и провел жизнь в упорном труде. Недаром "трудолюбивым"
называет его современник. Он писал пьесы, руководил репетициями (авторы обычно принимали участие
в руководстве репетициями), сам выступал па сцене. Читал он, несомненно, очень много. Иногда вся
труппа отправлялась в турне по провинции, выступала в придорожных гостиницах и в
аристократических замках, подобно тем актерам, с которыми мы встречаемся в "Гамлете".
Приблизительно в 1612 году Шекспир покинул Лондон и переселился в свой родной Стратфорд, где
прожил последние годы в уединении и где умер 23 апреля 1616 года. В своем завещании он оставил
деньги на покупку колец, эмблемы дружбы и памяти, первому актеру своей труппы Ричарду Бербеджу
(исполнителю ролей Ричарда III, Гамлета, Отелло, Лира, а также, вероятно, Макбета) и своим товарищам
по сцене Хемингу и Конделу, которые через семь лет после смерти Шекспира издали первое собрание
его пьес.
Стр.1