Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум

На горах. Книга 1-я

0   0
Первый авторМельников-Печерский Павел Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц224
ID7989
Кому рекомендованоДилогия
Мельников-Печерский, П.И. На горах. Книга 1-я : Роман / П.И. Мельников-Печерский .— : [Б.и.], 1879 .— 224 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/7989 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГЛАВА ВТОРАЯ С краю исстари славных лесов Муромских, в лесу Салавирском, что раскинулся по раздолью меж Сережей и Тешей (Теша близ Мурома впадает в Оку, Сережа - в Тешу. ), в деревушке Родяковой, что стоит под самым почти Муромом, тому назад лет семьдесят, а может, и больше, жил-поживал бедный смолокур и потом темный богач Данила Клементьев. <...> Слова супротивного молвить никто не смел, все преклонялось перед властным оружейником. <...> Помер Андрей Родивоныч, и смолокур с тем мешком подальше от Муромских лесов убрался - в уездном своем городе в купцы записался. <...> Жена его померла еще в Родякове; осталось двое сыновей неженатых: Мокей да Марко. <...> Дарья Сергевна шла за Мокея, Олена Петровна за Марку Данилыча. <...> Прошел великий пост, пора бы домой Мокею Данилычу, а его нет как нет. <...> Письма Марко Данилыч в Астрахань пишет и к брату и к знакомым; ни от кого нет ответа. <...> . Петровки подоспели, про Мокея Данилыча ни слуху, ни духу. <...> Перед Ильиным днем прибрел к Марку Данилычу астраханский приказчик его, Корней Евстигнеев, по прозвищу Прожженный. <...> Грустил по брате Марко Данилыч; грустила и его молодая жена Олена Петровна, тяжело ей было глядеть на подругу, что, не видав брачного венца, овдовела. <...> Безродная Дарья Сергевна перешла жить к "сестрице", но с уговором - не поминали б ей никогда про брачное дело. <...> На третий год замужества родила Олена Петровна дочку Дунюшку, через полтора года сыночка принесла, на пятый день помер сыночек; неделю спустя за ним пошла и Олена Петровна. <...> Богом ее заклинала скинула б черное платье, женой была бы Марку Данилычу, матерью Дуне сиротке. <...> Замолкла Олена Петровна и, собравшись с силами, тихо, сквозь слезы промолвила, взглянув на подошедшего Марка Данилыча: - Его не оставь ты советом своим... попеченьем... заботой... <...> - К богу духов и всякия плоти,- печально, но торжественно молвила Дарья Сергевна и, подав ему на руки все еще смеявшуюся дуню,- подите с ней,- сказала,- надо опрятать покойницу. <...> С утра до ночи черною, хмурою тучей <...>
На_горах._Книга_1-я.pdf
П. А. Мельников (Андрей Печерский). На горах. Книга первая. --------------------------------------------------------------Сканировал Леон Дотан Корректировала Нина Дотан (сентябрь 2001) http://ldn-knigi.narod.ru ldnleon@yandex.ru --------------------------------------------------------------МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ, Павел Иванович (1818-1883) "На горах" (1875-1881) Собр. соч. в 8 т., Москва 1976. Все примечания, данные в скобках, принадлежат автору. НА ГОРАХ КНИГА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ От устья вниз Оки зовется. Начинаются потом меж до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного. Места дать ни взять стороны, пробираясь По иным царевичем упоминается тогда еще местам в Кудьма. Еще Симбирску, версты полторы до Волги остается,- нет, повернула-таки в сторону и пошла реки Оке за него с Волгой друг сотню дружке в выливается. Свияга - та еще лучше куролесит: подошла к рядом: Волга на полдень, она на полночь, и верст триста подошла, только бы влиться в нее, так нет, вильнула в сторону да верст оттуда навстречу текут, а слиться не могут. Кудьма, та совсем к Волгу ушла. Не захотелось сестрицей ей быть, а дочерью Волгиной. Так говорят... И другие реки и речки на Горах все до единой извилисты. Издревле та того черемиса, булгары, буртасы поболе русские Васильевич, великий стол расселил "А к горах вы плывет своим: Нижний-Новгород земле-матушке государь "Ой великому мордва заветные на в государю белых стоит у рычагах с чем она богу своему молится?" Ответ держат слуги верные: в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, ковши больши-набольшие, хлеб да соль на земле лежат, каша, яичница висят, вода и них в царь: старики, вот дар доводят: накормили моляне (Общественное вам старикам чанах кипит, в ней говядину янбед (Один из прислужников "возати" - мордовского жреца. ) варит". Как возговорит белый русский на "Слуги вы мои, подите, дары от меня мордве отнесите, так ей моление. ) скажите: "Вот ступайте, мордовским царский суслом ему хлебом получивши, после великому могучие да поднесли. Белый бога мордовску Воложке кидает царских слуг напояли; слуги к белому царю приходят, вести про мордву "Угостили принесли, старики нас мордовски мягкиим". А моляна молодыми желта мордовски государю в дар от мордвы послать. Меду, хлеба, соли набрали, блюда наклали, с судили-рядили: что ребятами русский землю благословляет: Слава на землю". И поплыл тут белый царь по Волге реке, поплыл государь по камешке, в левой тебе, боже руке а где бросит щепоточку, тамо селеньеце". держит ведро русской земли, а правой ту землю по берегу... И где бросит он горсточку, там город ставится, послали. Молодые ребята приуставши сели: мед, хлеб-соль поели, "старики-де не узнают". Земли песку в блюда накладали, наклавши пошли и белому царю царь и песок честно принимает, крестится, царю, что отдал в мои русские руки старики, напоили старики, от бы белому белого приняли, сладким суслом сладким, царю дать, что б царя казну вам бочонок серебра, бочонок злата, молельщики". На мордовский молян вы прямо старикам сребро, злато отдайте". Верные слуги пошли сребро, злато князь преданья вот что сказывают: "На на по гой другие языки люди стали селиться Суздальский, в той сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, и чужеродные; лет за пятьсот и в стороне. Константин половине XIV века перенес свой из Суздаля в Нижний-Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит, а народные то было, на горах на Дятловых (В "Книге Большого Чертежа": стоит на Дятловых горах".): мордва своему богу молится, восток Воложке поклоняется... Едет белый царь по Волге реке, на подите-ка, поглядите-ка еси, мои на речь балахонах преклоняется". Вопросил кругом "Стоят слуги те богу своих пошли, поглядели, назад таку мотается, мотается-шатается, к земле-матушке преклоняется?"... Слуги держат: слуг воротились, белому царю поклонились, "Не своему молится, к земле-матушке на восток белый березник то мотается-шатается, русский царь: "А зачем мордва камешке. Как возговорит белый царь людям верные, слуги верные, неизменные, вы ли на горы на Дятловы, что там за березник нашей Руси такие по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - на "Горах" ни окаменелые волны бурного моря: горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны долов, логов, оврагов и суходолов; реки и речки колесят во все меж угорий и на каждом изгибе встречая возвышенности. редко реки найдутся, как Пьяна (Пьяна летописях. Русские поселились на ней в половине XIV века, и по поводу поражения нижегородской великокняжеской рати ордынским Арапшой сложилась пословица: "За Пьяной люди пьяны". ), Свияга да первыми шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя верст пятьсот возле закрутасами в Суру да русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не
Стр.1