УДК 311
ББК 60.6
Т15
Такахаcи, Син.
Занимательная статистика. Манга / Син Такахаси (автор), Иноуэ Ироха
Т15
(худож.); 2-е изд. испр. ; пер. с яп. Захаровой Е. А., Коги Муцуми. — М. : ДМК
Пресс, 2016. — 224 с. : ил. — (Серия «Образовательная манга»). — Доп. тит. л.
яп. — ISBN 978-5-97060-179-2.
Если тебя интересует статистика, или тебе просто нужно как-то обработать
данные, то «Занимательная статистика» поможет тебе преодолеть чувство, что
«ты плохо знаешь математику». Этот иллюстрированный путеводитель легко и
непринуждённо проведёт тебя по пути познания статистики. А полученные знания
ты сможешь закрепить с помощью упражнений, без которых, как известно, не
обходится ни одна книга по математике.
Последуй за всегда невозмутимым Ямамото и ты увидишь, как он научит Руи:
• рассчитать среднее значение, медиану и стандартное отклонение результатов
игры в боулинг;
• вычислить коэффициент Крамера, чтобы узнать, как предпочитают признаваться
в любви юноши и девушки;
• узнать, как нормируются результаты тестов, когда учителя оценивают успеваемость.
Эти
и другие примеры из реальной жизни позволят тебе с лёгкостью усвоить
то, что многие находят трудным для понимания.
Если ты хочешь разобраться в статистике, но от обычных учебников статистудентам
вузов, а также всем, кто интересуется статистикой и хочет, чтобы обучение
было лёгким и увлекательным.
Все права защищены. Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена в любой
ББК 60.6УДК 311
форме или любыми средствами, электронными или механическими, включая фотографирование,
ксерокопирование или иные средства копирования или сохранения информации, без письменного
разрешения издательства.
ISBN 978-4-274-06570-5 (яп.) Copyright © 2005 by Shin Takahashi and Trend-Pro Co., Ltd.
ISBN 978-5-94120-269-0 (Додэка)
ISBN 978-5-97060-179-2 (ДМК Пресс) © Издание, ДМК Пресс, 2016
© Перевод, Издательский дом «Додэка-ХХI», 2011
стики у тебя пухнет голова и клонит в сон, или если тебе просто нужно освежить
забытые знания, пусть Ямамото-сан и Руи будут твоими гидами.
Книга будет полезна учащимся старших классов средних школ и колледжей,
• построить гистограмму цен на китайскую лапшу рамэн;
• определить вероятность получения проходного балла на экзаменах по математике;
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . xiii
. -  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1
 1.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.   -  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.  - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.     -- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
 2.    . . . . . . . . . . . . . . .31
1.     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
4.  - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
5.      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
6.     - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
 3.    . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
1.  -  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
 4.     . . 65
1.    - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
2.   - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
4.  -  ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
 5.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
1. -   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
3.    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4.  -- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
5.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
6.  ,  F- . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
v
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
7.   Excel. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
 6.      . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
1.   - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
2.  -     . . . . . . . . . . . . . . . . .121
3.  - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
 7.        ? . . . 143
1. -  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
2. -    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
3.     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4. P-  - - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
5. -        . . . . . . . . 184
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
6. -      - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
.    - Excel. . . . . . . . . .191
1.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
2.   ,    - . . . . . 195
3.   - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
4.   -    . . . . . . . 199
4.1.   - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
4.2.   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
5.      . . . . . . 204
6.   x   --. . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
7.  -  - . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
8. -    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
vi
								                        
									                        Стр.7