И куда это только везут столько товару? -- думала Афимья, шлепая по грязи. <...> Идти пешком было тяжело, и Афимья делала частые передышки. <...> А идти
было нужно, чтобы поспеть в Торговище, пока еще на постоялом не заснули. <...> От Притыки до Торговища
трактом считалось двенадцать верст. <...> Была и прямая дорога, лугами, но Афимья ночным делом боялась
идти по ней: долго ли до греха, ярмарочное время, еще обидят как раз, а по тракту народ день и ночь
валом валит. <...> Собственно, Афимья боялась не за себя -- что с нее взять, больной и старой, а за
таскавшуюся за ней дочь Соньку. <...> -- Устала, Сонька? -- спрашивала Афимья время от времени, и в ее голосе звучала какая-то
боязливая нежность. <...> -- Ну, придем на ярманку, там у тетки Егорихи перекусим... <...> Сонька ничего не отвечала, и мать слышала только, как она в темноте шлепала босыми ногами. <...> У
себя-то в Притыке хоть в чем ходи, привыкли уже все к непокрытой бедности. <...> Там все
было устроено на городскую руку: и фонари, и трактиры, и театр -- одним словом, чего душа просит. <...> У
Афимьи дрогнуло сердце, когда выступило впереди это ярмарочное зарево, и она опять присела на
первый камень, чтобы перевести дух. <...> В темноте слышно было, как тяжело катились по грязной, избитой
дороге возы с кладью, как фыркали лошади, почуявшие близкий ночлег, как переговаривались ямщики,
шагавшие по грязной дороге рядом с возами. <...> Сонька плелась за матерью с равнодушной покорностью и ни разу даже не спросила, куда и зачем
они идут. <...> А зарево все разгоралось, точно от настоящего пожара. <...> Торговище появилось всего лет сорок, когда в
степи, на берегу Мурмолки, была найдена явленная икона Парасковеи-Пятницы. <...> Для иконы поставили
деревянную часовенку, а около часовенки вырос степной сибирский торжок. <...> Стали наезжать по осени,
когда убирался хлеб, краснорядцы из ближайшего степного городка и торговали всяким товаром прямо с
возов, потом выросли ярмарочные балаганы, лари и деревянные "ряды", и в результате <...>
Крупичатая.pdf
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Крупичатая
Рассказ
---------------------------------------------------------------------------------------------Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Собр.соч.в 8 томах. Том 5. --М.: Худ.лит., 1954
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 13 августа 2003 года
---------------------------------------------------------------------------------------------I
Вечер.
Накрапывает мелкий осенний дождь, точно просеянный сквозь тонкое сито. По дороге
медленно двигаются обозы. Бедные лошади вязнут в липкой глине и едва тащат тяжело нагруженные
телеги.
"И куда это только везут столько товару? -- думала Афимья, шлепая по грязи. -- Везут, везут, и
конца краю нет... А все в Торговище, на ярманку. Богатые московские купцы наехали теперь".
Идти пешком было тяжело, и Афимья делала частые передышки. У ней захватывало дух. А идти
было нужно, чтобы поспеть в Торговище, пока еще на постоялом не заснули. От Притыки до Торговища
трактом считалось двенадцать верст. Была и прямая дорога, лугами, но Афимья ночным делом боялась
идти по ней: долго ли до греха, ярмарочное время, еще обидят как раз, а по тракту народ день и ночь
валом валит. Собственно, Афимья боялась не за себя -- что с нее взять, больной и старой, а за
таскавшуюся за ней дочь Соньку.
-- Устала, Сонька? -- спрашивала Афимья время от времени, и в ее голосе звучала какая-то
боязливая нежность.
-- Есть хочу, мамынька...
-- Ну, придем на ярманку, там у тетки Егорихи перекусим... Даст чего-нибудь поесть. У них
теперь всего достаточно...
Сонька ничего не отвечала, и мать слышала только, как она в темноте шлепала босыми ногами. И
сарафанишко на Соньке дыра на дыре, и кафтанишко весь обносился, -- стыдно в люди показаться. У
себя-то в Притыке хоть в чем ходи, привыкли уже все к непокрытой бедности. Ох, горькое дело эта бабья
бедность, когда ниоткуда никакой подмоги. Живут же другие люди на белом свете... Эти горькие мысли
стояли у Афимьи на сердце, как давнишнее несчастие.
Было уже часов девять, когда вдали мелькнуло неясное зарево от ярмарки в Торговищах. Там все
было устроено на городскую руку: и фонари, и трактиры, и театр -- одним словом, чего душа просит. У
Афимьи дрогнуло сердце, когда выступило впереди это ярмарочное зарево, и она опять присела на
первый камень, чтобы перевести дух. В темноте слышно было, как тяжело катились по грязной, избитой
дороге возы с кладью, как фыркали лошади, почуявшие близкий ночлег, как переговаривались ямщики,
шагавшие по грязной дороге рядом с возами. Под самым Торговищем место было беспокойное: того и
гляди, товар срежут, а то и целый воз стащат. На тракту в ярмарку сильно пошаливали, так что был даже
устроен казачий "бекет".
Сонька плелась за матерью с равнодушной покорностью и ни разу даже не спросила, куда и зачем
они идут. Такая уж она выросла, точно деревянная. Вот есть да спать, так ее поискать. Задыхавшаяся от
ходьбы Афимья чувствовала теперь какое-то озлобление против рослой и здоровой дочери, точно она
отняла у матери всю силу.
-- Все бы ты только жрала... -- ворчала Афимья, поднимаясь. -- Эх, затемнели мы, пожалуй, теткато
Егориха укладется спать.
А зарево все разгоралось, точно от настоящего пожара. Место было ровное, степное, а по нему,
как по блюду, катилась степная реченька Мурмолка. Торговище появилось всего лет сорок, когда в
степи, на берегу Мурмолки, была найдена явленная икона Парасковеи-Пятницы. Для иконы поставили
деревянную часовенку, а около часовенки вырос степной сибирский торжок. Стали наезжать по осени,
когда убирался хлеб, краснорядцы из ближайшего степного городка и торговали всяким товаром прямо с
Стр.1