РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» 27 ЯНВАРЯ 2022 ЧЕТВЕРГ №18 (8666 )
Выходит для читтелей Свердловской, Челябинской, Кургнской и Тюменской облстей,
Хнты-Мнсийского втономного округ—Югры и Ямло-Ненецкого втономного округ
Инфляция
борща
На Урале
овощи бьют
ценовые рекорды
Страница 14
ОФИЦИАЛЬНО
В постановлении губернатора
ЯНАО предприятиям ТЭК рекомендовано
до 6 февраля не допускать
перевахтовку — смену работников
на промыслах, а уже
прибывших обязательно тестировать
на коронавирус, независимо
от наличия прививки.
Правительство Свердловской области
утвердило подпрограмму
ремонта мостов. Общий объем ее
финансирования на три года составит
9,1 миллиарда рублей.
НАЗНАЧЕНИЯ
Директором департамента АПК
Курганской области назначен
Павел Кощеев, занимавший до
этого должность заместителя.
Уполномоченным по защите
прав предпринимателей в Тюменской
области утвержден Павел
Меньщиков. С 2014 года он
работал в аппарате предыдущего
бизнес-омбудсмена, а прежде
вел юридическую деятельность.
ЦИФРЫ
11 территорий под комплексное
развитие рассматривает минстрой
Свердловской области, половина
из них — в Екатеринбурге.
134 296 субъектов МСП зарегистрировано
в Челябинской области.
За 2021 год их стало больше
на 800. Число занятых в этой
сфере выросло на 7,4 процента —
до 536,3 тысячи человек.
56 процентов составляет индекс
удовлетворенности качеством и
доступностью дорог на Ямале. В
Курганской области он достиг
58, в среднем по России — 49.
2,3 миллиарда рублей льготных
займов на 16 проектов привлекли
в Фонде развития промышленности
компании Свердловской
области в 2021 году.
4,8 миллиарда рублей предоставят
из бюджета инвестору на создание
в Сургуте Центра высоких
биомедицинских технологий.
Объявлен конкурс.
На 19 процентов увеличено финансирование
дорожных работ
в Тюменской области по сравнению
с прошлым годом. Траты составят
5,7 миллиарда рублей.
На 13,4 процента увеличилось
в 2021 году количество трудоустроенных
молодых жителей
ЯНАО по сравнению с 2020-м.
В Югре и Тюменской области отрицательные
показатели.
46,5 процента достигла доля продовольственных
товаров в корзине
покупок жителей Тюменской
области. В 2019 году она составляла
менее 40 процентов.
Татьяна Казанцева,
Евгений Китаев,
Анатолий Меньшиков,
Валентина Пичурина, УрФО
ервого февраля жителей
Екатеринбурга
ждет очередной «подарок»
— повышение
стоимости проезда в
общественном транспорте
с 28 до 32 рублей.
Транспортники,
правда, считают адеА
КЦЕНТ
П
кватной сумму в 35 рублей, но у
пассажиров иное мнение. Они
при каждом ценовом скачке поднимают
вопрос качества услуг и
состояния парка, что в общем-то
справедливо: эта статья расходов
в семейном бюджете становится
все весомее, а вот кардинальных
перемен в обслуживании не происходит.
Корреспонденты «РГ»
решили узнать, в каком состоянии
общественный транспорт в
крупных городах УрФО и как
местные власти справляются с решением
его проблем.
Спасибо нацпроекту
Было время, когда жители
столицы Урала даже гордились
Екатеринбург за последние пять лет
приобрел всего пять новых вагонов:
степень износа трамвайного парка
снизилась с 88,5 до 87,6 процента
своим общественным транспортом.
Красно-желтые чешские
трамваи «Татра», которые появились
в Свердловске еще в конце
1950-х, выглядели весьма неплохо
и отличались высокой надежностью.
Последовательно обновлялся
и парк вместительных
троллейбусов — их выпускали в
саратовском Энгельсе. «Столичности»
городу добавляли «Икарусы»
— просторные автобусы
венгерского производства. Екатеринбург
и сейчас использует
это наследство: неубиваемые
«Тат ры» по-прежнему возят пассажиров,
удивляя гостей города
своим «винтажным» видом
(сами екатеринбуржцы привыкли,
хотя периодически задаются
вопросом, почему, например, в
Нижнем Тагиле трамвайный
парк полностью обновлен).
Сегодняшние темпы замены
трамваев в Екатеринбурге таковы,
что новые вагоны на всех
маршрутах не удастся увидеть
даже следующему поколению горожан.
Так, по данным администрации
Екатеринбурга, за последние
пять лет город приобрел
всего пять новых вагонов производства
«Уралтрансмаша» — в результате
степень износа трамвайного
парка снизилась с 88,5 до
87,6 процента. Ситуация с троллейбусами
еще хуже. На запрос
«РГ» и.о. замглавы города Тамара
Благодаткова сообщила, что степень
их износа — 99,1 процента,
но за последние 5 лет не приобретено
ни одной новой машины.
Надои поднимут роботы
С
Евгений Китаев,
Челябинская область
троительство молочных
ферм на Южном Урале
приобрело массовый хаВажное
место в продуктовой
рактер, и в этом аграрии и их кураторы
видят способ повлиять
на продуктовую инфляцию.
Отметим: в декабре прошлого
года, по данным областного правительства,
цены на продовольственные
товары на Южном Урале
выросли на 1,2 процента к
предыдущему месяцу и на 8,7 — к
декабрю 2020-го (инфляция в
среднем оказалась на 1,9 процента
ниже, чем в стране и в УрФО).
Аграрии существенного роста отпускных
цен на сельхозпродукцию
не допустили, отмечает министр
сельского хозяйства области
Алексей Кобылин, однако
путь от поля до прилавка долгий:
на ценник в рознице влияет рост
затрат на упаковку, транспортировку,
логистику и хранение, а
также подорожавшая переработка
сырья. У сельхозпроизводителей,
работающих с ретейлом напрямую,
есть контрактные обязательства,
«ценовой коридор» для
социально значимых продуктов,
выше установленного лимита они
не могут поднять планку. При
этом власти побуждают торговлю
обеспечивать присутствие местной
продукции на полках.
корзине занимает молоко — социальный
продукт, на который распространяется
политика сдерживания.
Подорожали корма для
скота, ГСМ, удобрения, ветпрепараты,
но отпускные цены на
молоко-сырье относительно стабильны.
В том числе благодаря переходу
молочного животноводства
на технологичные рельсы. По
оценкам экспертов, в области еще
маловато молочных залов, во
многих хозяйствах оборудование
устарело, поэтому крупные производители
стали перестраивать
бизнес, несмотря на то что срок
окупаемости таких инвестиций
превышает 10 лет.
Государство оказывает селянам
серьезную помощь. С
2019 года заработала программа
«капексов» (компенсации
капитальных затрат), и это подстегнуло
модернизацию. Например,
в животноводческом
хозяйстве «Предуралье» в эксплуатацию
ввели новые помещения
для молодняка на 250 голов
каждое (при стоимости проекта
6,5 миллиона рублей субсидия
составила 3,2 миллиона). В «Коелгинском»
реконструировали
фермы на 800 голов, оснастили
доильный зал (32,6 миллиона
руб лей, субсидия — около 15 миллионов).
В 2020-м в том же хозяйстве
сдали коровник на 400 голов,
комплекс на 600 животных с
доильно-молочным блоком (инвестиции
— более 95 миллионов,
возмещение — 47,6), в 2021-м построили
еще один доильный зал.
В хозяйстве поставили задачу
увеличить собственное поголовье
до 4000 голов и до 2024 года
добиться суточного надоя в
100 тонн молока.
Помещение на 300 голов с доМОЛОКО
ильным
залом ввел в эксплуатацию
и кооператив «Черновской»,
а на юге области в конце прошлого
года заработал комплекс с компьютеризированным
доильным
залом, цехом с охладителями молока,
родильным отделением, построенный
крестьянским хозяйством
Карсакбаевых. Начинали
фермеры с 200 животных, держали
их в старых коровниках, доставшихся
от обанкротившегося
сельхозпредприятия, но решили
расширяться, за опытом даже
съездили в Европу и Америку.
— С учетом климатических
условий нам больше подходит
пример Канады, — считает глава
семейного предприятия Айдархан
Карсакбаев. — Мы вовремя
начали строиться, успели все
оплатить до подорожания материалов.
С
автобусами дело обстоит
лучше: по данным мэрии, степень
износа автобусов ЕМУП
«Гортранс» составляет 40, 5 процента.
Отметим: речь о муниципальном
парке — его мэрия обновляет
при помощи нацпроекта
«Безопасные и качественные автодороги»:
60 процентов средств
дает федеральный бюджет, по
20 — область и город. Так, в
2020 году город получил 57 автобусов
«Нефаз» и 9 МАЗ. В
2021-м — 60 «Нефазов». Городские
затраты потянули на
86 миллионов рублей, что в масштабах
бюджета Екатеринбурга
кажется небольшой суммой.
Так или иначе, но легендарные
Большинство троллейбусов в
Екатеринбурге пора списывать, да и
контактная сеть не лучше — регулярные
обрывы приводят к пробкам,
которые и без того являются одной
из главных проблем мегаполиса.
вызвана увеличением стоимости
ГСМ, элект роэнергии, запчастей
и т. д. с 2017 по 2021 год», — говорится
в официальном ответе мэрии
на запрос «РГ». Далее чиновники
уточняют: деньги за оплату
проезда расходуются на содержание
подвижного состава, поддержание
инфраструктуры, оплату
труда, электроэнергии и ГСМ, но
не направляются на обновление
парка подвижного состава.
«Икарусы», прожив несколько
жизней, все-таки ушли на покой.
Маленькие желтые маршрутки
1990-х — начала 2000-х тоже, к
счастью, практически исчезли.
Взамен большинство частных перевозчиков
предпочитает закупать
недорогие «Богданы». Изнашиваются
они моментально. Что
касается увеличения платы за
проезд, то эти деньги точно не
пойдут на закупку новых машин
— все съедят текущие расходы.
«Необходимость повышения
Перестроение на ходу
Транспортная реформа в Челябинской
области заявлена
как одна из стратегических задач.
Недавно в областном центре
объ явили о массовом приеме
на работу: городу требуются
150 водителей автобусов, 100 —
троллейбусов и 90 — трамваев.
Как отметили в мэрии, кадровый
дефицит возник в результате
существенного обновления
подвижного
состава.
15
ТЕМА НЕДЕЛИ Рост цен на молоко на Южном Урале сдерживают путем модернизации ферм
Северное слияние
В отдаленных поселениях Югры
развивается альтернативная
энергетика в дополнение
к традиционной
Страница 15
QR-код, да не тот
Система быстрых
платежей приживается
на региональном
АНАЛИЗ Что влияет на состояние парка общественного
транспорта в уральских городах
потребительском рынке
Страница 16
КОРОТКО
Заездили
Растут ряды
малого бизнеса
В Свердловской области увеличилось число предпринимателей.
Сейчас здесь зарегистрирован 196 731 субъект
МСП (в начале 2021-го было 193 тысячи), из них 86,5 тысячи
юрлиц и более 110 тысяч ИП. Кроме того, в два раза
выросло число самозанятых — их уже 113 тысяч. По количеству
субъектов МСП регион по-прежнему входит в пятерку
лидеров в стране. Общий объем господдержки малого
бизнеса на Среднем Урале в прошлом году составил
334 миллиона рублей: 255 миллионов поступило из федерального
бюджета, 78,6 выделил регион.
РФ дает 50 миллиардов
рублей на мост через Обь
Заявка Ямало-Ненецкого округа на получение 50 миллиардов
рублей из бюджета РФ в качестве инфраструктурного
кредита на переброску двухъярусного моста через
Обь удовлетворена. Теперь, следует полагать, удастся воплотить
давнюю, более чем полувековую мечту салехардцев
— получить железнодорожное и автомобильное
соединение с приуральской зоной ЯНАО, прямой транспортный
выход на западную территорию страны. Регион
вложит и собственные средства в строительство дорогостоящего
и сложного инженерного объекта. Он является
неотъемлемой частью проекта «Северный широтный
ход» по прокладке одноколейки от станции Обская в Лабытнанги
до Салехарда и Надыма со стыковкой со Свердловской
железной дорогой.
Заслуги виртуального
консультанта оценили
высоко
Диалоговая нейросетевая система с элементами искусственного
интеллекта «Виртуальный консультант 72»,
разработанная тюменскими айтишниками, стала лауреатом
всероссийского конкурса лучших IT-решений для
бизнеса и госуправления «Цифровые вершины». Оригинальная
программа запущена в регионе в позапрошлом
году для консультирования граждан по вопросам получения
государственных и муниципальных услуг в центрах
«Мои документы», для записи на прием специалистами
МФЦ, а также врачами поликлиник Тюменской области.
Кольцово согласовали ПАТ
В Екатеринбурге согласовали приаэродромную территорию
(ПАТ). Росавиация ограничилась шестью подзонами
вместо семи. Самые жесткие правила распространяются
на первую и вторую: там запрещено возводить
любые объекты, не связанные с деятельностью
аэропорта. В третьей не допускается высотное строительство,
в четвертой — сооружения, создающие помехи
для систем связи и навигации, в пятой — опасные
производства. В шестой нельзя устраивать свалки,
привлекающие птиц. В 7-й подзоне, изначально ставшей
камнем преткновения, все вопросы, связанные с
застройкой и иной хозяйственной деятельностью, будут
решаться регулирующим органом и Роспотребнадзором,
сообщил уральский транспортный прокурор
Владимир Дроздецкий.
Экспортерам помогут
сертифицировать
продукцию
В Челябинской области субъектам малого и среднего
предпринимательства предлагают помощь в сертификации
продукции для поставок на внешние рынки. Как сообщили
в центре поддержки экспорта, услуга оказывается
на условиях софинансирования: 80 процентов (в пределах
одного миллиона рублей) составляет господдержка,
остальные 20 должна вложить сама компания. Поддержка
оказывается при наличии заключенного международного
контракта. Отправить заявку можно до 31 января,
указав наименование и ИНН компании, название
сертификата, описание продукции и контакты.
Сегодня в КФХ 1770 голов скоПРЯМАЯ
РЕЧЬ
та, новый комплекс рассчитан на
839 животных. Больше половины
«квартирантов» — отборные нетели
черно-пестрой породы, приобретенные
у племенного предприятия
в Московской области.
В прошлом году бюджет окаПо
сообщениям корреспондентов «РГ»
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
rg.ru/region/urfo
зал поддержку животноводам на
213 миллионов рублей, продолжится
она и в 2022-м. В этом сезоне
совхоз «Акбашевский» намерен
завершить проект стоимостью
385 миллионов рублей, запустив
молочную ферму на
800 голов, что обещает ежегодную
прибавку в производстве молока
3,2 тысячи тонн. Компания
«СИТНО» готова возвести комплекс
на 1100 голов, увеличив
стадо до 3400 коров, племзавод
«Россия» — завершить комплекс
на 2600 мест, предприятие «Хлебинка»
— ввести помещения на
300 голов с роботизированным
доением, приобрести четыре доильных
робота. Тогда в регионе
появится первая роботизированная
ферма.
При выполнении всех планов
регион получит дополнительно
25—30 тысяч тонн молока в год,
констатирует первый замминистра
сельского хозяйства области
Александр Завалищин. •
15 — Продолжение темы
Екатеринбуржец
обналичил
криптовалюту,
чтобы оплатить долги
Алексей Текслер,
губернатор Челябинской
области:
— В 2021 году наша область пережила
масштабные снежные бураны,
затяжную засуху, серию крупных
природных пожаров. Непосредственно
в сельском хозяйстве
— вспышки птичьего гриппа и
африканской чумы свиней. Есть
свои издержки в отрасли и в связи
с пандемией коронавируса. Но
все эти проблемы аграрии решают,
а также продолжают создавать
новые производства и осваивать
инновационные технологии. В области
вводятся в эксплуатацию
новые молочные фермы с современной
технологией беспривязного
содержания и доильными залами.
ФИЛИАЛЫ
ФГБУ
«РЕДАКЦИЯ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
ЕКАТЕРИНБУРГ: ул. Тургенева, 13, офис 820.
Телефон/факс: (343) 371-24-84, 355-30-68. E-mail: san@rg-ural.ru
ТЮМЕНЬ: ул. Осипенко, 81, офис 1004.
Телефон/факс: (3452) 35-24-94, 35-25-11. E-mail: man72t@mail.ru
ЧЕЛЯБИНСК: Свердловский пр., 60.
Телефон/факс: (351) 727-73-33, 727-78-08. E-mail: chel@rg.ru
ИНФОГРАФИКА «РГ» /ЕЛЕНА МАРДЕР/ЮЛИЯ САНАТИНА
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА
Стр.1