Изменение пароля
Пользователь
anonymous
Текущий пароль
*
Новый пароль
*
Подтверждение
*
Запомнить меня
Забыли пароль?
Электронная библиотека (16+)
Впервые на сайте?
Вход
/
Регистрация
Национальный цифровой ресурс
Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610022)
Для выхода нажмите Esc или
Метаморфоза слова. Теоретическая мысль Осипа Мандельштама (484,00 руб.)
0
0
Первый автор
Глазова Е. Ю.
Издательство
М.: ЯСК
Страниц
337
484,00р
Предпросмотр
ID
773839
Аннотация
Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама — его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа. Книга, которую читатель держит в руках, — значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в «Разговоре о Данте» и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования — коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе «автор — сообщение — адресат». Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама — не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, перeсуды, множественные слои художественных традиций. Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета. Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления Мандельштама в их неразрывном единстве и обращена к филологам, культурологам и к широкому кругу ценителей поэзии.
ISBN
978-5-907117-87-7
УДК
821.161.1.0
ББК
83.3(2Рос=Рус)6
Глазова, Е.Ю. Метаморфоза слова. Теоретическая мысль Осипа Мандельштама / Е.Ю. Глазова .— Москва : ЯСК, 2019 .— 337 с. — (Studia philologica. Series minor) .— ISBN 978-5-907117-87-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/773839 (дата обращения: 11.04.2025)
Популярные
Литературная газета №1-2 2023
30,00 руб
Прижизненные издания русских писателей X...
220,00 руб
А. Н. Островский - либреттист
220,00 руб
Литературная газета №3 2023
30,00 руб
Литературная газета №4 2022
30,00 руб
Литературная газета №5 2022
30,00 руб
Вы уже смотрели
Известия высших учебных заведений. Повол...
290,00 руб
Алгоритмы. Машины Тьюринга, проверка ист...
90,00 руб
Все для кадровика: просто, практично, по...
616,00 руб
Динамика колесных машин. Ч. 1
160,00 руб
Комплексные соединения: синтез, свойства...
174,00 руб
Основы биотехнологии
220,00 руб
Предпросмотр (выдержки из произведения)
Резюме документа
Страницы
Текст
Метаморфоза_слова._Теоретическая_мысль_Осипа_Мандельштама.pdf
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Метаморфоза_слова._Теоретическая_мысль_Осипа_Мандельштама.pdf
УДК 821.161.1.0 ББК 83/3(2Рос=Рус)6 Г 52 Научный редактор: А. В. Корчинский Г 52 Глазова Е. Ю. Метаморфоза слова. Теоретическая мысль Осипа Мандельштама. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. — 336 с. — (Studia philologica. Series minor.) ISBN 978-5-907117-87-7 Важнейший ключ к поэзии О. Мандельштама — его теоретическая поэтика, система взглядов на природу поэтического слова и образа. Книга, которую читатель держит в руках, — значительный шаг к пониманию философии языка и творчества, которая выразилась в «Разговоре о Данте» и других литературно-эстетических сочинениях О. Мандельштама. В центре исследования — коммуникация поэта с его предшественниками и читателями и процессы смыслообразования в системе «автор — сообщение — адресат». Как показывает Е. Глазова, задача поэзии для Мандельштама — не транслировать сообщения, но пробуждать, формировать и разрабатывать образ как коммуникативный посыл и запрос, собирающий вокруг себя комментарии, разговоры, перeсуды, множественные слои художественных традиций. Мандельштам выступает как поэт метаморфозы, т. е. динамичного преобразования разных пластов бытия: ландшафтного и портретного, визуального и музыкального, скорости, звука и цвета. Книга раскрывает сложнейшую систему координат поэтического и теоретического мышления Мандельштама в их неразрывном единстве и обращена к филологам, культурологам и к широкому кругу ценителей поэзии. ISBN 978-5-907117-87-7 УДК 821.161.1.0 ББК 83/3(2Рос=Рус)6 В оформлении переплета использована картина М. Чюрлениса «Похоронная симфония (VI)» (1903 г.) © Е. Ю. Глазова, 2019 © Издательский Дом ЯСК, 2019
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Благодарственное слово ...................................9 С. С. Аверинцев. Предисловие к английскому изданию ........ 11 Введение ................................................16 I. Значение и пустота ....................................27 1. Бинарные оппозиции в ранних эссе Мандельштама (1913–1915) ..........................28 2. Свидетельство теоретического кризиса ...............42 II. Природа слова ........................................52 1. Слово — камень (1913–1919) .........................52 2. Слово как внутренняя и внешняя реальность (1921–1922) .........................................58 3. Слово как пространство (1925) .......................61 4. Слово как путешествие (1930-е годы) .................66 III. Слово в действии: гипнотическая сила поэзии ..........69 1. Гипнотизм и «сгущение» речи в поэзии ...............69 2. Двойное воздействие поэзии (1921–1924) .............73 3. Катастрофическая сущность поэзии (1921–1932). . . . . . .84 4. Волны-сигналы значения (1930-e годы) ...............89 IV. Участие читателя .....................................94 1. Диалогическая природа поэзии (1913 и последующие годы) ..........................94 2. Исчезновение поэтического голоса ...................97 3. Чтение как метаморфоза ............................104
Стр.6
6 Содержание V. Путешествие по мирам Данте: метаморфозы, ряды и циклы поэтического пространства .............115 1. «Скрещенный процесс» поэтической речи ...........115 2. Начало чтения: погружение в инфернальное пространство ......................126 2.1. Начало процесса — зарождение движения рядом с материальными фрагментами «мыслящей жизни» ..............................127 2.2. Провал или разлом ..............................129 2.3. Смерть как результат проникновения ............132 2.4. Чтение как чувство интертекстуальности .........133 2.5. Обратимость времени ...........................134 2.6. Построение органа передачи и восприятия .......135 2.7. Язык как приказ ................................137 2.8. Призрак прошлого как адресат ...................138 3. Рождение Чистилища: слово как инстинктивное бегство из Ада .............139 3.1. Оплодотворение камня ..........................140 3.2. Выжимание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141 3.3. Выжимание как проявление внутренней структуры .142 3.4. Метаморфозы инстинктивных формаций .........143 3.5. Инстинктивное начало как адресат ...............146 4. Оживающая география Чистилища. Прочтение текста как раскрашивание деталей ........147 4.1. Знакомство с частями: ярко раскрашенные миниатюры .......................148 4.2. Цвет как выражение / выжимание природных красок ...............................149 4.3. Цвет как скорость ...............................151 4.4. Окраска поэтического текста как воображение и его пределы ..................154 4.5. Читатель как адресат ............................156 5. От цвета к порыву: волновая структура текста ........157 5.1. «Светящийся, разбрызганный алфавит» ..........158 5.2. Образ плавания .................................159 5.3. «Зыбучая, взволнованная» поверхность текста ....163 5.4. Пределы языка ..................................165 5.5. Соисследователь как адресат .....................167
Стр.7
Содержание 7 6. В предчувствии неба: музыка как проверка 6.1. Движ конечной фазы поэтического порыва ................169 ение от разума к вере ......................170 6.2. Музыка и химия ................................173 6.3. Дирижерская палочка ...........................174 6.4. Адресат как безукоризненный мастер ............176 7. Предварительные выводы ...........................180 VI. Теоретические открытия Мандельштама ..............186 1. Мандельштам и постструктурализм. М Предварительные замечания о принадлежности 2. Полемический фокус поэтики зрелого Мандельштама: гибридная природа поэзии и реинтерпретация аристотелевских концепций формы и материи .......198 т андельштама к определенному течению еоретической мысли ...............................188 3. Скрещение порыва и материи: в полемике с русскими формалистами ..........................203 4. Оценка теоретической обоснованности п мандельштамовского «порыва» в современной оэтике: Мукаржовский и Пастернак ................215 5. Метаморфозы поэтической коммуникации ...........220 6. Письмо и чтение, автор и адресат ....................223 7. Подготовка восприятия. Восприимчивость поэта и читателя и скрытые различия их ролей .............228 8. Интертекстуальность и предшествующая п поэтическая традиция в контексте остструктуралистской поэтики ....................238 9. Поэзия как рефлексология речи .....................248 Список цитированной литературы .......................251 Литература по теме исследования ........................259
Стр.8
Облако ключевых слов *
* - вычисляется автоматически