Министерство просвещения Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Education of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2021 • № 2 (31)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2021 • № 2 (31)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2021
OSPU Publishing House
2021
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
ISSN 2309-9380
Вестник
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
научный журнал
2021. № 2 (31)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор —
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Заместители главного редактора —
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Головнева Е. В., Мартишина Н. И. Религиозное
познание: сущность, специфика, ареал .............9
Горелова Ю. Р. Аксиология городской
культуры: категория «прекрасное» в оценке
городских пространств современными
горожанами ........................................................16
Грицков Ю. В., Львов Д. В. Архетипические
детерминанты социокультурной
самоидентификации индивида ........................25
Ланщикова Г. А., Сухарев А. И. Сущностные
признаки реализации восходящей формы
развития «абстрактного» в изобразительном
искусстве ............................................................31
Лукьяненко Н. В. Методологические подходы
в социально-гуманитарном познании:
возможности конвергенции и синтеза ............38
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Нефёдова Л. К. Эстетика детства в проекте
русской просветительской мысли ....................46
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, профессор
(Москва)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Учредитель —
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Попов Д. В. Поворот от суверенной власти
к биовласти в творчестве Ф. Кафки:
антиномия приговора и процесса ....................51
Сыровежкин А. А. Неоэволюционистское
прочтение взаимосвязи гения и культуры .......57
Федорова Н. В. Жизнь как противопоставление
норме .................................................................. 62
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой
информации ПИ № ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329.
Тел.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2021
2
Чалдышкина М. В. Философский, культурный
и медицинский контекст понятия «качество
жизни» ................................................................ 66
Шустова О. Б., Сидоров Г. Н. Интуитивное
озарение в научном познании .........................71
ЯзЫКОзНАНИЕ
Астафьева И. А. Словотворчество
в коммуникативном пространстве газеты
«Коммерсантъ» .................................................... 79
Гуц Е. Н., Плотникова Д. В. Аббревиатура
в грамматике говорящего: экспериментальное
исследование ....................................................... 83
Дьякова Т. А. Особенности использования
диалектного сегмента стилистически
маркированной лексики в произведениях
Михаила Матусовского ....................................... 93
Стр.3
Имамгаязова Д. И. Лексикословообразовательные
значения фрейма
«malware» в медиатекстах на русском
и английском языках .......................................... 101
Конопкина Е. С., Лунина Т. П. Усечение как
способ компрессивного словообразования ... 107
Меньшиков П. В. Система психологической
терминологии в контексте перевода на сербский
и хорватский языки ............................................ 112
Никитина Л. Б., Гейко Е. В. Когнитивная природа
и номинативные механизмы интеллектуальной
игры (на примере кроссвордов) ....................... 117
Пометелина С. М. Функциональносемантическое
поле сложных союзных
конструкций со значением одновременности
в аспектуально-темпоральном комплексе полей
современного русского языка .......................... 123
Рогожникова Т. П., Хоменко М. В.
Репрезентация «субъекта» как жанрового
признака прижизненного чуда (на материале
древнерусской и старорусской агиографии) ... 130
Соловьева Н. Н., Лихачева ж. В. Неологизм как
значимое и необходимое явление современного
английского языка .............................................. 136
ПЕДАГОГИКА
Айбазова М. Ю., Айбазова А. К., Карасова А. А.
Формирование надпрофессиональных
компетенций студентов в цифровой
образовательной среде ..................................143
Аксютина з. А. Цели педагогических
исследований ...................................................148
Андрианова А. С. Особенности развития
академической компетентности курсантов
в процессе обучения в учреждениях высшего
образования Министерства внутренних дел
Республики Беларусь .......................................153
Данилкова М. П. Проблемы гуманитарного
образования в условиях новых вызовов .......158
захаров А. В. Предметный кружок как способ
создания высокоэффективной образовательной
среды ................................................................164
Мартынова В. Ф., Соломатин Д. В.
Многофакторный анализ в педагогике на
примере исследования детской общественной
организации .....................................................169
Орлова Л. Н., Ижойкина Л. В. Развитие
биологического образования в контексте
истории русской и советской школы ..............176
3
Розум М. Ю. О педагогической программе
профессионализации будущих документоведов
и архивоведов ..................................................182
Савельева О. Е. Школьное образование
как фактор американской социальной
тенденции участия в протестно-агитационной
деятельности ....................................................188
Сухарев А. И., Ланщикова Г. А. Практикоориентированное
обучение в системе
художественного образования (из опыта
работы кафедры дизайна, монументального
и декоративного искусства ОмГПУ) ................192
Чердынцева Е. В., Якубенко О. В. Исследование
динамики развития когнитивного компонента
цифровой компетентности педагогов в условиях
дистанционного образования (на материале
Омска и Омской области) ...............................200
Шляпников В. В. Эволюция дистанционного
образования в условиях пандемии ................205
Информация для авторов ..............................209
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2021. № 2 (31)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief —
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Deputies Chief Editor —
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor,
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Editorial Staff:
The Founder — Federal State-Funded Educational Institution
of Higher Education “Omsk State Pedagogical University”
The mass media registration certificate ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016 issued by Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass Media
(Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, r. 329, 14, Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk,
Omsk Oblast 644099, Russia.
Tel.: +7 (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2021
4
PHilOSOPHy
Golovneva E. V., Martishina n. i. Religious
Cognition: Essence, Specificity, Areal ...................... 9
Gorelova Ju. R. Axiology of Urban Culture:
The Category of “Beautiful” in the Assessment
of Urban Spaces by Modern Citizens ..................... 16
Gritskov yu. V., lvov D. V. Archetypal
Determinants of an Individual’s Sociocultural
Self-Identification ................................................... 25
lanshchikova G. A., Sukharev A. i. Essential Signs
of the Implementation of the Ascending
Form of Development of the “Abstract”
in the Fine Arts ....................................................... 31
lukianenko n. V. Methodological Approaches
in Social and Humanitarian Cognition:
Opportunities for Convergence and Synthesis ...... 38
nefedova l. K. Aesthetics of Childhood
in the Project of Russian Educational Thought ...... 46
Popov D. V. The Turn from Sovereign Power
to Biopower in the Works of F. Kafka: Antinomy
of Verdict and Trial ................................................. 51
Syrovezhkin A. A. A Neo-Evolutionary
Interpretation of the Relationship Between
Genius and Culture ................................................ 57
Fedorova n. V. Life As Opposed to the Norm ....... 62
Chaldyshkina M. V. Philosophical, Cultural
and Medical Context of the Concept of
�Quality of Life� ...................................................... 66
Shustova O. B., Sidorov G. n. Intuitive Insight
in Scientific Cognition ............................................ 71
linGUiStiCS
Astafeva i. A. Word Creation in the Communicative
Space of the Newspaper “Kommersant” .............79
Guts E. n., Plotnikova D. V. Abbreviation
in the Speaker’s Grammar: An Experimental
Study ................................................................... 83
Diakova t. A. Features of Using the Dialectal
Segment of Stylistically Marked Vocabulary
in the Works of Mikhail Matusovsky ...................93
Стр.5
imamgayazova D. i. Lexical and Derivational
Meanings of “Malware” Frame in Russian
and English-Language Media Texts ....................101
Konopkina E. S., lunina t. P. Truncation
As a Method of Compressive Word Formation ... 107
Menshikov P. V. The System of Psychological
Terminology in the Context of Translation
into Serbian and Croatian ..................................112
nikitina l. B., Geiko E. V. Cognitive Nature and
Nominative Mechanisms of Intellectual Game
(On the Example of Crosswords) .......................117
Pometelina S. M. Functional-Semantic Field
of Compound Conjunctive Constructions
with the Meaning of Simultaneity in the AspectTemporal
Complex of Fields of the Modern
Russian Language ..............................................123
Rogozhnikova t. P., Khomenko M. V.
Representation of the “Subject” As a Genre
Feature of a Lifetime Miracle (Based on
the Material of Ancient Russian and Old Russian
Hagiography) .....................................................130
Solovyova n. n., lihacheva Zh. V. Neologism
As a Significant and Necessary Phenomenon
of the Modern English Language .......................136
PEDAGOGiCS
Aybazova M. yu., Aybazova A. K., Karasova A. A.
Formation of Supra-Professional Competences
of Students in the Digital Educational
Environment ........................................................ 143
Aksyutina Z. A. Goals of Pedagogical Research .. 148
Andrianova A. S. Features of Development
of Cadet’s Academic Competence in the Process
of Training in Higher Education Institutions
of the Ministry of Internal Affairs of the Republic
of Belarus ............................................................. 153
Danilkova M. P. Problems of Humanitarian
Education in the Context of New Challenges ...... 158
Zakharov A. V. Activity Club As a Way to Create
a Highly Effective Educational Environment ........ 164
Martynova V. F., Solomatin D. V. Multivariate
Analysis in Pedagogy on the Example of Research
of a Children’s Public Organization ...................... 169
5
Orlova l. n., izhoikina l. V. Development of
Biological Education in the Context of the History
of the Russian and Soviet Schools ....................... 176
Rozum M. yu. On the Pedagogical Program for
the Professionalization of Future Document
Specialists and Archivists ..................................... 182
Savelyeva O. E. School Education As Factor
of the American Social Trend of Participation
in Protest and Outreach Activities ....................... 188
Sukharev A. i., lanshchikova G. A. PracticeOriented
Training in the System of Art Education
(From the Experience of the Department of Design,
Monumental and Decorative Arts of OSPU)........ 192
Cherdyntseva E. V., Jakubenko O. V. The Study
of the Dynamics of the Cognitive Component
of Teachers’ Digital Competence in the Context
of Distance Education (Based on the Material
of the City of Omsk and the Omsk Region) ......... 200
Shlyapnikov V. V. Evolution of Distance Education
in the Pandemic ................................................... 205
information for the Authors .............................209
Стр.6