Трудные и неровные взаимоотношения Достоевского с Лесковым не привлекали особенного
внимания исследователей. <...> Лесков, подчеркнув неприязненность писателей друг к другу, почти обошел молчанием положительное в
оценке его отцом деятельности Достоевского. <...> Статья
его построена на бесспорном положении, что Достоевский и Лесков, "несмотря на кажущиеся внешние
соприкосновения их литературных позиций на почве своеобразного народничества, оставались чуждыми
друг другу по основному направлению творчества"3. <...> 1
На другой день после смерти Достоевского выходит в свет последний (январский) выпуск
"Дневника писателя", посвященный главным образом прославлению религиозного духа русского народа. <...> 31 января Лесков присутствует на выносе тела Достоевского из его квартиры (в Кузнечном пер.) и
провожает гроб до ворот Александро-Невской лавры5, а в ночь на 3 февраля взволнованно пишет А. С.
Суворину:
"Уважаемый Алексей Сергеевич! <...> Я ее не видал и о сю пору не знаю ее
содержания, а потому и не обратил на эти слова внимания, но потом пришел Лейкин и сказал, что и вы
тоже имеете такую уверенность, которую он, однако, поколебал в вас, назвав вам настоящего автора. <...> Вероятно, под впечатлением преждевременной смерти Достоевского у Лескова в эти дни созревает
мысль посвятить памяти покойного писателя недавно задуманную им серию очерков о религиозном
движении в фабричной среде. <...> Два письма Аксакова очень интересны по его
оценке моих скромных работок в вашем "Вестнике". <...> Недаром Лесков так характеризовал свое произведение в письме к Аксакову (11 февраля
1881 г.): "Писано в вашем духе, как сапоги на заказ". <...> Герой очерка Иван Исаевич говорил в действительности прямо устами самого Достоевского. <...> II); 16ти лет он молил бога о послании "совершителя", способного соединить все религии, к делу, "которое,
должно начаться с преславные державы Российские, ибо в том для Ивани не было сомнения, что только
через нее может произойти святое дело -- объединение <...>
Н._С._Лесков_о_Достоевском.pdf
Н. С. Лесков о Достоевском
(1880-е годы)
Сообщение К. П. Богаевской
"Литературное наследство", том 86
М., "Наука", 1973
OCR Бычков М. Н.
Трудные и неровные взаимоотношения Достоевского с Лесковым не привлекали особенного
внимания исследователей. На них коротко остановился сын Лескова в своей книге об отце1. Однако А. Н.
Лесков, подчеркнув неприязненность писателей друг к другу, почти обошел молчанием положительное в
оценке его отцом деятельности Достоевского.
Единственная обстоятельная работа по этому вопросу принадлежит В. В. Виноградову2. Статья
его построена на бесспорном положении, что Достоевский и Лесков, "несмотря на кажущиеся внешние
соприкосновения их литературных позиций на почве своеобразного народничества, оставались чуждыми
друг другу по основному направлению творчества"3.
Некоторые материалы, неизданные и забытые, остались за пределами статьи В. В. Виноградова4.
О них и будет речь ниже.
1
На другой день после смерти Достоевского выходит в свет последний (январский) выпуск
"Дневника писателя", посвященный главным образом прославлению религиозного духа русского народа.
31 января Лесков присутствует на выносе тела Достоевского из его квартиры (в Кузнечном пер.) и
провожает гроб до ворот Александро-Невской лавры5, а в ночь на 3 февраля взволнованно пишет А. С.
Суворину:
"Уважаемый Алексей Сергеевич!
Не осудите меня за неодолимое желание написать вам несколько строк по поводу обстоятельства,
которое сильно меня огорчило. К удивлению моему, мне сказали, что мне приписывают какую-то заметку
о Ф. М. Достоевском, напечатанную в "Петербургской газете"6. Я ее не видал и о сю пору не знаю ее
содержания, а потому и не обратил на эти слова внимания, но потом пришел Лейкин и сказал, что и вы
тоже имеете такую уверенность, которую он, однако, поколебал в вас, назвав вам настоящего автора.
Значит, вы считали возможным, что я, написав статью против покойного, потом пришел к нему в дом и
шел за его гробом... Это ужасно! Зачем вы сочли меня способным, на этакую низость? Какой повод я дал
для этого всею моею не бесчестною жизнию? <...> О Достоевском я имею свои понятия, может быть, не
совсем согласные с вашими (то есть не во всем), но я его уважал и имею тому доказательства. Я бывал в
критических обстоятельствах (о которых и вы частью знаете), но у меня никогда не хватило духу
напомнить ему о некотором долге, для меня не совсем пустом (весь гонорар за "Леди Макбет"). Вексель
этот так и завалялся. Я знал, что требование денег его огорчит и встревожит, и не требовал7. И вот, едва
он умирает, как мне приписывают статью против него..."
И еще немало горьких слов говорит Лесков далее о клевете на него литературной братии, от
которой он "много, много страдал"8.
Вероятно, под впечатлением преждевременной смерти Достоевского у Лескова в эти дни созревает
мысль посвятить памяти покойного писателя недавно задуманную им серию очерков о религиозном
движении в фабричной среде.
Работать над этой серией, озаглавленной сначала "Кустарный пророк", Лесков начал еще при
жизни Достоевского, получив от главного героя рукопись его записок.
16 октября 1880 г. Лесков писал редактору "Исторического вестника" С. Н. Шубинскому:
Стр.1