ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
-
Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»
Редакционная коллегия:
--
– академик РАО, д-р
Болотов Виктор Александрович – академик Р
пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга
качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
пед. наук, научный рук
ого университета «Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук,
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный
тарный университет», руководитель Федеральной комиссии
по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани
тарный университет», руководитель ко миссии
по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ
«ФИПИ»
Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руко
водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по
иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руково
дитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по
физике ФГБНУ «ФИПИ»
Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель
Федеральной комиссии по разработке КИМ
для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель
Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст
венный университет», руководитель ко мис сии
по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ
«ФИПИ»
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
Редакция:
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО,
д-р филос. наук, научный руководитель Института
стратегии развития образования Российской академии
образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образова ния
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социа льной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педа го гический
государ ст венный университет», руководитель комиссии
по раз работке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ
«ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, заместитель
руководителя Федеральной службы по над зору
в сфере образования и науки
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук,
глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р
филос. наук, директор Института стратегии развития
образования Российской академии образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образования
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социальной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ
Рособрнадзора
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный
научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
202220184
3
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1
Заместитель главного редактора: Шишмакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук
Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук
Вёрстка: Буланов Максим
Технолог: Цыганков Артём
Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00
Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
© Коллектив авторов, 2022
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Ответственный секретарь:
Чернышова Ксения Владимировна
Вёрстка: Столбова Марина
Корректор: Асанова Людмила
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
Издатель: ИД «Народное образование»
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru
www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
-
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
© Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера
АНАЛИТИКА
Артасов И. А.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по истории .................................................................................................. 3
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы, дан анализ
выполнения линий заданий по проверяемым видам деятельности: знание хронологии, знание
исторических фактов и личностей, работа с источниками, установление причинно-следственных
связей и т. д.; проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников с различным
уровнем подготовки по истории, предложены методические приёмы устранения типичных
ошибок.
Лобжанидзе А. А., Амбарцумова Э. М., Барабанов В. В., Дюкова С. Е.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по географии ............................................................................................ 32
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы; дан анализ выполнения
линий заданий по видам деятельности и основным блокам содержания школьного курса географии;
проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем
подготовки по географии; приведены рекомендации по совершенствованию преподавания
географии в школе.
Ященко И. В., Высоцкий И. Р., Семенов А. В.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по математике ...........................................................................................61
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы в 2022 г. отдельно
для экзамена на базовом и профильном уровнях; описаны результаты выполнения заданий
каждой линии КИМ ЕГЭ по математике; проанализированы учебные достижения и дефициты
выпускников с различным уровнем подготовки; приведены комментарии по результатам
выполнения отдельных заданий и рекомендации по коррекции типичных ошибок.
Крылов С. С.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по информатике и ИКТ ............................................................................. 84
Представлены основные результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2022 г.; приведён анализ
выполнения заданий по основным блокам содержания школьного курса информатики;
проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем
подготовки по информатике; рассмотрены типичные ошибки при выполнении различных
заданий.
Рохлов В. С., Петросова Р. А.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по биологии ............................................................................................. 101
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы по биологии
в 2022 г., дан анализ выполнения линий заданий по блокам содержания; проанализированы
учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по биологии;
приведены рекомендации по совершенствованию методики преподавания биологии.
Добротин Д. Ю, Снастина М. Г.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по химии ..................................................................................................130
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы по химии в 2022 г.,
дан анализ выполнения линий заданий по блокам содержания; проанализированы учебные
достижения и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по химии; приведены
рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии.
Демидова М. Ю.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2022 года по физике ................................................................................................156
2
Представлены основные результаты выполнения экзаменационной работы по физике в 2022 г.,
приведён анализ выполнения групп заданий по видам деятельности: применение законов и формул
в стандартных учебных ситуациях, анализ и объяснение явлений и процессов, методологические
умения, решение задач; проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников
с различным уровнем подготовки по физике; даны рекомендации по совершенствованию
методики преподавания физики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 4/2022
Стр.3