Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610252)
Контекстум
Педагогические измерения

Педагогические измерения №1 2022 (1500,00 руб.)

0   0
Страниц114
ID749111
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2022 .— №1 .— 114 с. — URL: https://rucont.ru/efd/749111 (дата обращения: 17.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№1_2022.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пед. наук, научный рук ого университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный тарный университет», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани тарный университет», руководитель ко миссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руко водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руково дитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст венный университет», руководитель ко мис сии по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция:  Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социа льной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педа го гический государ ст венный университет», руководитель комиссии по раз работке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, заместитель руководителя Федеральной службы по над зору в сфере образования и науки Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 20221 3 2018 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Заместитель главного редактора: Шишмакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук Вёрстка: Буланов Максим Технолог: Цыганков Артём Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00 Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 © Коллектив авторов, 2022 Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 © Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Решетникова О.А. Научно-исследовательская деятельность ФГБНУ «ФИПИ». Новые проекты — новые решения .... 5 В статье рассматриваются направления научно-исследовательской деятельности ФГБНУ «ФИПИ», выходящие за пределы предметных методик: формирование естественнонаучной грамотности, коммуникативной компетенции и читательской грамотности обучающихся. Особое внимание уделяется новому для ФИПИ направлению — разработке нормативно-технологических документов и КИМ для проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. МЕТОДОЛОГИЯ Степанова М.В. Операционализация требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации: определение направлений ........................................................................11 В статье анализируются нормативные документы по определению уровня владения русским языком как иностранным, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, фиксируются проблемные зоны разработки контрольных измерительных материалов. Автор статьи формулирует причины и направления проведения операционализации требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи комплексного экзамена. Артасов И.А., Мельникова О.Н. О возможности расширения проверяемого содержания по истории России посредством включения в задания экзамена для иностранных граждан материала, отражающего общность исторических судеб, культуры и традиций народов, проживавших в России и сопредельных государствах, территории которых ранее входили в состав Российской империи и СССР ...................................19 В статье представлен анализ возможных направлений расширения проверяемого содержания по истории России экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства. В ходе анализа дано обоснование необходимости расширения проверяемого содержания, приведены возможные темы для расширения содержания с учётом разработки экзамена на трёх разных уровнях, выявлены возможные риски введения в экзамен отдельных тем. Степанова М.В., Афанасьева И.Н. Основополагающие подходы к проведению операционализации требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Сферы общения как базисный аспект исследования ........................................................................................................................ 26 В статье предлагается структура операционализации требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с коммуникативными потребностями ведущим компонентом структуры, отправной точкой проведения операционализации являются сферы общения, понимаемые как взаимосвязанный комплекс ситуаций, тем общения, интенций и речевых умений. В статье формализованы подходы к операционализации требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи комплексного экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства. ИНСТРУМЕНТАРИЙ Котова О.А., Зинина Е.А. О надпредметной задаче формирования метапредметных умений средствами учебных предметов социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов (выводы по итогам статистического анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ 2018–2021 гг.) ........................................................31 2 В статье представлены выводы по итогам статистического анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ 2018–2021 гг. по истории, обществознанию, физике, биологии и химии. Выделены задания, качество выполнения которых зависело не только от предметных знаний и умений, но и от владения метапредметными умениями. Сделан вывод о том, что образовательная подготовка многих выпускников не позволяет им в полной мере соответствовать современным требованиям к результатам освоения программы общего образования в части метапредметных результатов. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2022
Стр.3
Содержание номера Лискова Т.Е., Бурикова И.В., Рыбкина Ю.Л. Развитие читательских и коммуникативных умений в курсе обществознания (по итогам анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ по обществознанию 2018–2021 гг.) ...................................39 В статье рассмотрены умения читательской грамотности и коммуникативной компетентности, которые востребованы при выполнении заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по обществознанию. На примере работ участников экзамена показаны типичные дефициты, которые демонстрируются участниками экзамена в области читательских и коммуникативных умений. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Читательские и коммуникативные умения, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ по истории (по итогам анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ по истории 2018–2021 гг.) .................47 В статье проанализированы результаты выполнения участниками ЕГЭ по истории 2018–2021 гг. заданий, в которых требовалось проявить читательскую грамотность и коммуникативную компетентность. В результате анализа сделаны выводы о возможных причинах изменений в результатах выполнения этих заданий. Указаны типичные ошибки участников ЕГЭ по истории, связанные с читательскими и коммуникативными умениями. Добротин Д.Ю. Умения читательской грамотности, необходимые для выполнения заданий ЕГЭ по химии (по итогам анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ по химии 2018–2021 гг.) ....................54 В статье представлены результаты анализа выполнения заданий второй части ЕГЭ по химии, которые позволили выявить основные дефициты обучающихся в сформированности умений письменной речевой деятельности. Приведены примеры наиболее частых ошибок, которые позволяют сделать вывод о необходимости системы работы по формированию у учащихся умений читательской грамотности с учётом специфики языка учебного предмета. Рохлов В.С., Петросова Р.А. Анализ владения читательскими и коммуникативными умениями участниками ЕГЭ по биологии (по итогам анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ по биологии 2018–2021 гг.) ...............64 В статье рассмотрены методы и приёмы, которые необходимо использовать для понимания прочитанного текста биологической направленности при выполнении заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по биологии. Приведены результаты статистического анализа развёрнутых ответов участников ЕГЭ по биологии, который позволил выявить дефициты в сформированности читательских и коммуникативных умений участников ЕГЭ с различным уровнем подготовки. Демидова М.Ю. Особенности заданий для формирования коммуникативных умений на уроках физики ............. 71 В статье представлены основные выводы исследования коммуникативной компетентности в ответах участников ЕГЭ. На основе выявленных дефицитов предложены модели заданий, формирующих письменную речь в процессе изучения физики в 7–9-х классах. Задания отражают ведущие предметные результаты и дают возможность следить за динамикой формирования письменной речи обучающихся. Неумоева-Колчеданцева Е.В., Быков С.А. Диагностика самоопределения личности педагога в контексте социально-образовательной инклюзии ..........................................................................................................................................80 В статье рассматривается оценка самоопределения личности педагога, связанная с признанием личностного «фактора» как движущей силы инклюзии. В качестве оценочного инструментария предлагается авторская методика, основу которой составили представления о структуре и содержании самоопределения (субъективный аспект — отношение личности к себе как к субъекту инклюзии, объективный аспект — условия инклюзии относительно группы людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов). Севостьянов Д.А. Частные и системные ошибки педагогического контроля .............................................................89 В статье рассматриваются ошибки, совершаемые при составлении контролирующих материалов, при планировании и проведении педагогического контроля. Среди них выделяются частные и системные ошибки, которые рассматриваются в контексте анализа системных инверсий. Анализ инверсивных отношений в иерархических системах представляет собой эффективный инструмент для выявления системных ошибок в педагогическом контроле. 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2022
Стр.4
Содержание номера РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Мендель А.В., Мендель В.В., Краснощёкова С.В. Факторы, влияющие на качество подготовки обучающихся: анализ результатов региональных оценочных процедур..........................................................................................................................97 В статье рассматриваются факторы, влияющие на образовательные результаты обучающегося: урбанизация, социум, благополучие семьи, кадровые ресурсы, оснащение и организация образовательного процесса школы. На основе анализа взаимозависимости результатов региональных оценочных процедур, проведённых в 2020–2021 учебном году, выделяется ряд факторов, которые могут оказывать влияние на качество подготовки обучающихся образовательных организаций Хабаровского края. Филиппов В.В., Манаенкова О.А., Басова А.В. Типовые ошибки при решении заданий раздела «Квантовая физика» в ЕГЭ по физике и способы их устранения ................................................................................................................................... 104 Рассмотрена статистика результатов выполнения заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ) по квантовой физике в Липецкой области. Указываются наиболее проблемные типы заданий для участников ЕГЭ за период 2016–2021 гг. Предлагаются методы устранения типичных ошибок учащихся при изучении данного раздела физики. 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 1/2022
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически