Н. С. Лесков. Карикатурный идеал
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1957;
Том 10: Воспоминания, статьи, очерки. с. 5-246.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------Карикатурный
идеал
УТОПИЯ ИЗ ЦЕРКОВНО-БЫТОВОЙ ЖИЗНИ
(Критический этюд)
I
Есть сочинения, которые настойчиво требуют критической оценки, не по
их литературному значению (которого они могут и совсем не иметь), а по
свойству затрагиваемых ими вопросов и по условиям времени, при которых они
появляются в свет. Таково во всех отношениях недавно вышедшее сочинение
имеющего довольно своеобразную известность московского писателя Ф. В.
Ливанова. Книга эта называется "Жизнь сельского священника - бытовая
хроника из жизни сельского духовенства"; она мне кажется достойною разбора,
которому я и посвящаю наступающие строки.
Мне, может быть, не следовало бы писать об этой бытовой хронике,
потому что я сам напечатал хронику под заглавием "Соборяне"; но моя хроника
представляла совсем иное время - в
минувший,
-
обновления. Я не намечал новых типов и, по совести говоря, убежден, что это
еще невозможно:
"догорающие свечи старой поповки", которой ударил час
типы эти еще не
ней описан не век нынешний, а век
выработались, не определились, и
художественное воспроизведение их не может дать ничего цельного. Конечно,
среди епархиального духовенства по местам обнаруживается весьма заметное и
давно желанное оживление, но все это пока еще - как тесто на опаре -
пузырится и всходит, а мудрено сказать, каково оно выходится. Я всегда был
того мнения, что воспроизведением новых типов из духовенства лучше не
торопиться и подождать, но ожидание, вероятно, так утомительно, что после
моих
"Соборян"
явились уже две хроники с "новыми попами", - одна
принадлежит перу светского человека и называется "Изо дня в день, - записки
сельского священника" {Этой книжке сделана была критическая оценка в
"Страннике" за 1876 г. (см. рецензию Пр-пова в январской книжке, стр. 15 -
22). (Прим. автора.)}, другая - едва не погибшая в муках рождения -
предлежащая нам книга Ливанова. О первой из этих книг совсем нельзя
говорить, потому что автор ее вовсе не владеет знанием условии быта,
который он хотел воспроизвесть; во второй же, написанной г. Ливановым, есть
и знание быта, и есть нечто иное, тоже весьма ценное: это, если можно так
выразиться,
субъективная объективность автора в воспроизведенном его
фантазиею идеале нового сельского священника. Сочинить такой идеал и такие
положения, какие придуманы г. Ливановым, может только пылкий, мечтательный
семинарист, знающий скорби духовного быта, но имеющий слишком поверхностные
и уносчивые понятия о средствах для выхода из области этих скорбей. Но и
самые, как говорят, "фантазироватые" семинаристы, грезящие такими мечтами в
свои юные годы, не доносят их до конца семинарского курса, а г. Ливанов
сохранил эти мечтания до своего солидного возраста и изданием этой книжки
стремится к их распространению среди читателей, которых, по заявлению этого
писателя, у него чрезвычайно много.
Его книжка, всеконечно, может быть прочитана людьми, которые заметят
близкое и довольно основательное знакомство автора с одной (отрицательною)
стороною бытовой жизни сельского духовенства и, может быть, не сразу
отличат сильную фальшь, какая находится в других частях хроники.
Задача настоящей статьи:
показать по возможности серьезность
представленного в хронике "идеала нового сельского священника", его борьбы,
поражений, побед и окончательного торжества. Задача эта не может быть
бесплодна в наши дни, когда тип "нового человека" на месте приходского
пастыря действительно формируется, но еще неясен. Самый же предмет так жив
и благодаря г Ливанову поставлен так забавно, что читатели "Странника",
Стр.1