Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Несколько слов... о духоборских и других сектах

0   0
Первый авторЛесков Николай Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7402
Кому рекомендованоОчерки
Лесков, Н.С. Несколько слов... о духоборских и других сектах : Очерк / Н.С. Лесков .— : [Б.и.], 1875 .— 4 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/7402 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ ЗАПИСКИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО МИТРОПОЛИТА АРСЕНИЯ О ДУХОБОРСКИХ И ДРУГИХ СЕКТАХ <...> I) Высокопреосвященный Арсений, в начале составленной им записки о сектантах, говорит, что "тамбовская епархия, подобно другим епархиям, довольно обильна сектантами, если измерять обилие их не столько числом, сколько степенью загрубелости и ожесточения их" (Труды Киевской Духовной Академии. <...> II) На этой же странице читаем: "Причины и побуждения, заставившие сектантов уклоняться от господствующей веры и общественного порядка, у всех одинаковы: это честолюбие, своекорыстие, плотоугодие и самоуправство в начальниках, а невежество и бессознательная подражательность, завлеченная и отуманенная порывом, имеющим вид добродетели, - в толпе им слепо верят". <...> Причины уклонения не у всех сектантов одинаковы: раскольник буквенного характера и сектант пиетистического духа уклоняются от господствующей церкви по совершенно различным причинам и побуждениям. <...> Блюдя краткость в моих заметках на записку митрополита Арсения, я не могу разъяснять здесь всех этих различий, но они хорошо известны всем, более или менее знакомым с характером русского сектантства. <...> Во-первых, как я выше сказал, едва ли справедливо утверждать, что еретиков молокано-духоборческой секты за веру совсем не преследуют; во-вторых, "иносказательные" толкования книг Св. писания сими еретиками, в значительной мере, берутся из книги "Ключ Разумения", о которой упоминал, между прочим, в своем изъятом из обращения сочинении бывший студент киевской духовной академии, Орест Новицкий (1*). <...> Книга "Ключ Разумения" написана писателем православным и даже известным борцом за православие, и нужно удивляться, что на книгу эту, служащую пособием к своеобразному толкованию Св. писания у русских сектантов духоборческого толка, до сих пор не обращено должного внимания нашею духовною критикою; скажу более: при многих моих столкновениях с представителями нашего <...>
Несколько_слов..._о_духоборских_и_других_сектах.pdf
Николай Семенович Лесков. Несколько слов... о духоборских и других сектах ---------------------------------------------------------------------------Date: Изд: 21 марта 2002 АО "Экран", 1993 OCR: Н.C.Лесков. Собрание сочинений в 6 тт., т. 3. М., Адаменко Виталий ---------------------------------------------------------------------------Несколько слов... НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ ЗАПИСКИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО МИТРОПОЛИТА АРСЕНИЯ О ДУХОБОРСКИХ И ДРУГИХ СЕКТАХ I) Высокопреосвященный Арсений, в начале составленной им сектантах, говорит, что "тамбовская епархия, подобно Академии. - 1875. - Февр. - С. 149). Мне кажется, что "измерять обилие" не неудобно. Приняв далек, если расстояние записки о довольно обильна сектантами, если измерять обилие их не столько числом, сколько степенью загрубелости и ожесточения их" (Труды Киевской Духовной числом, а "степенью" произвольным и неправильным. Например, можно сказать: "Васильков от Киева очень запущенности гадкой дороги". На самом деле между этими городами все-таки будет только 38 верст, а не более. II) На этой же странице читаем: уклоняться сектантов всех одинаковы: самоуправство подражательность, это честолюбие, в начальниках, от господствующей веры и общественного порядка, у своекорыстие, невежество "Причины а добродетели, - в толпе им слепо верят". Причины уклонения не у всех и завлеченная и отуманенная порывом, сектантов одинаковы: раскольник этих различий, но они хорошо известны всем, более или иначе другим епархиям, крайне такой метод измерения, весьма легко прийти к заключениям измерять не количеством верст, а степенью и побуждения, заставившие плотоугодие и бессознательная имеющим вид характера и сектант пиетистического духа уклоняются от господствующей церкви по совершенно различным причинам и заметках на записку побуждениям. Блюдя краткость в буквенного моих характером русского сектантства. "Слепая вера" толпы, по-моему, здесь вспомянута тоже совсем не у места: кто слепо верит, тот не уклоняется, ибо, не умствуя, держится того, во что "слепо верит". Чтобы изменить веру, надо прежде окритиковать ее так лучшую, митрополита Арсения, я не могу разъяснять здесь всех или менее знакомым с чему мы и южнорусских штундистах. Люди видим доказательство, например, в эти начали с заблуждение, найдя, что "в колонках вера лучше, ибо сравнивать веру и впали и пожелать искать того, что стали учительнее". в новое современных критически сравнивать свою православную нравственность с нравственностью людей, живущих "в колонках", и соблазнились, что "там честнее". По религиозности своей они стали критически Теперь же мы видим в этих критиканах людей, осуждающих своих предков за то, что они "дрались за веру", тогда как по штундистскому верованию "вера силою не защищается и не поддерживается". Tут можно видеть, что угодно, но только не слепоту. III) На стр. 150 сказано: "старообрядцы ведь и всегда сами на себя похожи", - замечание глубоко верное: за Кавказом, в Турции, в Австрии они "везде сами на себя похожи", и сказать о наших церковных людях, которые очень охотно делаются "на себя же странице похожи" - католичатся, немчатся и даже считают иногда безверие признаком просвещенности. IV) На сей поставляется особые условия, от которых свободны очень жаль, что этого же самого нельзя не достопочтенный автор записки говорит, будто бы правительство "в законных (!) постановлениях" о молокано-духоборческой ереси "подводит ее под одну категорию с обыкновенными сектами раскольническими". Это совсем не так: в нашем законодательстве ересь молокано-духоборческая во многие другие раскольники. Не перечисляя всех этих особенностей, укажу лишь на еретиков духоборческого толка высылали с мест их жительства то, что целыми селениями, и кроме того они подвергнуты другим ограничениям; так, по IV тому свода законов: "молоканы, духоборцы, иконоборцы, иудействующие и скопцы" лишались права ставить наемных рекрут иначе, как из своей среды. Из этого, кажется, ясно видно, чти положение этих еретиков отнюдь не заурядное со всеми раскольниками. V) На стр. 152 господин митрополит говорит; "молокано-духоборческая секта имеет две стороны: одну - религиозную, а другую - политическую. Первую она небоязненно хотя о некоторых более важных предметах религии, о некоторых местах в книгах Св. писания объясняется высказывает ибо знает, что за веру не преследуют (?!), двусмысленно за веру совсем не загадками и иносказаниями, а вторую (т.е. политическую) тщательно скрывают". Во-первых, как я выше сказал, едва ли справедливо утверждать, что еретиков молокано-духоборческой секты изъятом из обращения сочинении бывший студент киевской духовной преследуют; во-вторых, "иносказательные" толкования книг Св. писания сими еретиками, в значительной мере, берутся из книги "Ключ Разумения", о которой упоминал, между прочим, в своем академии, Орест Новицкий (1*). Книга "Ключ Разумения" написана писателем православным и даже известным борцом за православие, и нужно удивляться, что на книгу эту, служащую пособием к своеобразному толкованию русских Св. писания у внимания нашею духовною критикою; скажу более: при многих моих столкновениях с даже вовсе не представителями нашего клира знают, что в небрежение этого всего более небрегли сей книге духоборцев, нередко проповедующих с прямыми заключается. Удивительное вокруг на ссылками благосостоянием и целостию ходит книгу сектантов духоборческого толка, до сих пор не обращено должного я убедился, что большинство духовных лиц непонятно там, где государства или учение "Ключ Разумения" (2*)- И наконец, третье: у сектантов духоборческой ереси, может быть, и есть свои политические взгляды, но я ни от одного из них никогда не слыхал, чтобы они зломыслили о его верховном правителе. (1* "О духоборцах", сочинение Ореста Новицкого (Киев. 1832. В типографии и свецким, от академической, при Киевско-Печерской лавре. С.17). *) (2* "Ключ разумения", священникам законным No 578) "книга редкая". В настоящее время книгу недостойного монаха Ионакия Голятовского, ректора и игумена монатыря Брацкого 1669 года свету поданный. Типогр. св. вел. Лавры Печерско-Киевской". По сопиковскому описанию (часть 1,
Стр.1