Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 616683)
Контекстум

Пегие лошади

0   0
Первый авторКуприн Александр Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID7168
АннотацияАпокриф
Кому рекомендованоСказки
Куприн, А.И. Пегие лошади : Рассказ / А.И. Куприн .— : [Б.и.], 1918 .— 3 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/7168 (дата обращения: 18.07.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александр Иванович Куприн Пегие лошади Апокриф Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. <...> Николай-угодник был родом грек из Мир Ликийских. <...> Но грешная, добрая, немудреная Русь так освоила его прекрасный и кроткий образ, что стал извека Никола милостивый ее любимым святителем и ходатаем. <...> Придав его душевному лицу свои собственные уютные черты, она сложила о нем множество легенд, чудесных в их наивном простосердечии. <...> Ходил, ходил однажды батюшка Николай-угодник по всей русской земле, по городам, по деревням, сквозь леса дремучие, через болота непролазные, путями окольными, дорожками просельными, в дождь и снег, в холод и зной... <...> Всегда у нас ему много дела: умягчить сердце жестокого правителя, обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям... <...> Весь он грехом оброс, как старый придорожный камень грязью и мхом. <...> Куда ему обратиться в тяжкой беде, в болезни, в прискорбный покаянный час, когда глаза сквозь стены видят? <...> Заступницу Небесную можно ли тревожить мужицкой коростою? <...> А Никола - он свой, небрезгливый, простой, скоропоспешный и для всех доступный. <...> Недаром к нему не только православные прибегают с просьбишками, но и всякие другие народы: и мордва, и зыряне, и вотяки, и черемисы-идолопоклонники. <...> Воры и конокрады - на что уж люди отпеты, а и те осмеливаются ему досаждать краткой молитвой. <...> Так-то вот ходил и ходил угодник Николай по древней широкой Руси... <...> Только вдруг является к нему небесный вестник. <...> - Забрался ты, святитель, в такую трущобину, что сыскать тебя мудрено, и все свои церковные дела ты запустил. <...> Похваляется громко, что в неделю православия стану-де я, Арий-Великанище, посреди Никитского собора и при всем народе истинную веру навеки <...>
Пегие_лошади.pdf
Александр Иванович Куприн Пегие лошади Апокриф Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ. литература, 1973. С. 232 -- 237. Николай-угодник был родом грек из Мир Ликийских. Но грешная, добрая, немудреная Русь так освоила его прекрасный и кроткий образ, что стал извека Никола милостивый ее любимым святителем и ходатаем. Придав его душевному лицу свои собственные уютные черты, она сложила о нем множество легенд, чудесных в их наивном простосердечии. Вот - одна. Ходил, ходил однажды батюшка Николай-угодник по всей русской земле, по городам, по деревням, сквозь леса дремучие, через болота непролазные, путями окольными, дорожками просельными, в дождь и снег, в холод и зной... Всегда у нас ему много дела: умягчить сердце жестокого правителя, обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям... Народ наш - темный народ, слабый, неученый. Весь он грехом оброс, как старый придорожный камень грязью и мхом. Куда ему обратиться в тяжкой беде, в болезни, в прискорбный покаянный час, когда глаза сквозь стены видят? К Господу - далеко и страшно. Заступницу Небесную можно ли тревожить мужицкой коростою? Другие святители и преподобные - каждый по своей части. Некогда им. А Никола - он свой, небрезгливый, простой, скоропоспешный и для всех доступный. Недаром к нему не только православные прибегают с просьбишками, но и всякие другие народы: и мордва, и зыряне, и вотяки, и черемисы-идолопоклонники. Даже татары - и те его чтут. Воры и конокрады - на что уж люди отпеты, а и те осмеливаются ему досаждать краткой молитвой. Так-то вот ходил и ходил угодник Николай по древней широкой Руси... Только вдруг является к нему небесный вестник. - Забрался ты, святитель, в такую трущобину, что сыскать тебя мудрено, и все свои церковные дела ты запустил. А между тем беда идет неминучая. Восстал на православие злой Арий-Великанище. Книги святоотческие наземь мечет. Хулит святые таинства. Похваляется громко, что в неделю православия стану-де я, Арий-Великанище, посреди Никитского собора и при всем народе истинную веру навеки ниспровергну... Поспеши же, батюшка Никола, на выручку. На тебя одного надежда. - Поеду, - молвил святитель. - Да не медли, родной. Времени совсем чуть-чуть осталось, а путь, сам знаешь, какой долгий. - Сегодня же поеду. Сейчас. Улетай с миром... Был у святителя один знакомый стоешник, по имени Василий, человек жизни благочестивой, но по своему делу первый знаток: такого другого протяжного ямщика было не найти. К нему и зашел во двор угодник. - Облекайся, Василий. Пои коней. Едем. Не спросил Василий - далеко ли. Знал, что если дело поблизости, то Никола милостивый пешком бы пошел, потому что очень жалел лошадей. Говорит: - Слушаю, отец. Посиди в избе. Мигом заложу. В эту зиму снега лежали страх какие глубоченные, а дороги были еле проезжены. Запряг Василий трех лошадей гусем: впереди - лошаденка махонькая, лядащенькая, от старости вся белая в гречке, но хитрющая и в дороге удивительно памятливая; за ней - вороная, доброезжая, однако с ленцой - кнут ей вроде овса был надобен, а в оглоблях - доморослая гнедая кобыла, смиренная и старательная, кличкой Машка. Навалил Василий в сани с отводами ворох соломы, покрыл веретьем, подтыкал с боков и посадил святителя. А сам уселся на облучке, по-ямщичьи: одна нога в санях, а другая снаружи, чтобы, значит, на
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически