Александр Иванович Куприн
Пегие лошади
Апокриф
Текст сверен с изданием: А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ.
литература, 1973. С. 232 -- 237.
Николай-угодник был родом грек из Мир Ликийских. Но грешная, добрая, немудреная Русь так
освоила его прекрасный и кроткий образ, что стал извека Никола милостивый ее любимым святителем и
ходатаем. Придав его душевному лицу свои собственные уютные черты, она сложила о нем множество
легенд, чудесных в их наивном простосердечии. Вот - одна.
Ходил, ходил однажды батюшка Николай-угодник по всей русской земле, по городам, по
деревням, сквозь леса дремучие, через болота непролазные, путями окольными, дорожками просельными,
в дождь и снег, в холод и зной... Всегда у нас ему много дела: умягчить сердце жестокого правителя,
обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы
невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь
утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям...
Народ наш - темный народ, слабый, неученый. Весь он грехом оброс, как старый придорожный
камень грязью и мхом. Куда ему обратиться в тяжкой беде, в болезни, в прискорбный покаянный час,
когда глаза сквозь стены видят? К Господу - далеко и страшно. Заступницу Небесную можно ли
тревожить мужицкой коростою? Другие святители и преподобные - каждый по своей части. Некогда им.
А Никола - он свой, небрезгливый, простой, скоропоспешный и для всех доступный. Недаром к нему не
только православные прибегают с просьбишками, но и всякие другие народы: и мордва, и зыряне, и
вотяки, и черемисы-идолопоклонники. Даже татары - и те его чтут. Воры и конокрады - на что уж люди
отпеты, а и те осмеливаются ему досаждать краткой молитвой.
Так-то вот ходил и ходил угодник Николай по древней широкой Руси... Только вдруг является к
нему небесный вестник.
- Забрался ты, святитель, в такую трущобину, что сыскать тебя мудрено, и все свои церковные
дела ты запустил. А между тем беда идет неминучая. Восстал на православие злой Арий-Великанище.
Книги святоотческие наземь мечет. Хулит святые таинства. Похваляется громко, что в неделю
православия стану-де я, Арий-Великанище, посреди Никитского собора и при всем народе истинную веру
навеки ниспровергну... Поспеши же, батюшка Никола, на выручку. На тебя одного надежда.
- Поеду, - молвил святитель.
- Да не медли, родной. Времени совсем чуть-чуть осталось, а путь, сам знаешь, какой долгий.
- Сегодня же поеду. Сейчас. Улетай с миром...
Был у святителя один знакомый стоешник, по имени Василий, человек жизни благочестивой, но
по своему делу первый знаток: такого другого протяжного ямщика было не найти. К нему и зашел во двор
угодник.
- Облекайся, Василий. Пои коней. Едем.
Не спросил Василий - далеко ли. Знал, что если дело поблизости, то Никола милостивый пешком
бы пошел, потому что очень жалел лошадей.
Говорит:
- Слушаю, отец. Посиди в избе. Мигом заложу.
В эту зиму снега лежали страх какие глубоченные, а дороги были еле проезжены. Запряг Василий
трех лошадей гусем: впереди - лошаденка махонькая, лядащенькая, от старости вся белая в гречке, но
хитрющая и в дороге удивительно памятливая; за ней - вороная, доброезжая, однако с ленцой - кнут ей
вроде овса был надобен, а в оглоблях - доморослая гнедая кобыла, смиренная и старательная, кличкой
Машка.
Навалил Василий в сани с отводами ворох соломы, покрыл веретьем, подтыкал с боков и посадил
святителя. А сам уселся на облучке, по-ямщичьи: одна нога в санях, а другая снаружи, чтобы, значит, на
Стр.1