Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610204)
Контекстум

Психология жизненных ситуаций (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЗимарева Татьяна Тагировна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц156
ID713247
АннотацияВ учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, описываются различные классификации стратегий поведения в жизненных ситуациях. Содержится краткая характеристика методического инструментария, используемого в курсе. Особенность пособия заключается в том, что оно представлено в схемах, таблицах, рисунках и комментариях. Поэтому материал пособия может быть использован в качестве основы для составления мультимедийных презентаций.
Кому рекомендованоПособие предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Оно будет полезно для работников помогающих профессий: психологов, социальных работников, работников службы безопасности и социальных педагогов.
ISBN978-5-9765-2080-6
УДК316.6
ББК88.37
Зимарева, Т.Т. Психология жизненных ситуаций : учеб. пособие / Т.Т. Зимарева .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 156 с. — ISBN 978-5-9765-2080-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/713247 (дата обращения: 16.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_жизненных_ситуаций.pdf
УДК 316.6 ББК 88.37 З-62 Р е ц е н з е н т ы : Кандидат психологических наук, профессор ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Джумагулова Т.Н. Кандидат педагогических наук (Дворец творчества детей и молодежи г. Магнитогорска) Соловьева И.В. З-62 Зимарева Т.Т. Психология жизненных ситуаций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Т. Зимарева. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 156 с. ISBN 978-5-9765-2080-6 В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, описываются различные классификации стратегий поведения в жизненных ситуациях. Содержится краткая характеристика методического инструментария, используемого в курсе. Особенность пособия заключается в том, что оно представлено в схемах, таблицах, рисунках и комментариях. Поэтому материал пособия может быть использован в качестве основы для составления мультимедийных презентаций. Пособие предназначено для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Оно будет полезно для работников помогающих профессий: психологов, социальных работников, работников службы безопасности и социальных педагогов. УДК 316.6 ББК 88.37 ISBN 978-5-9765-2080-6 © Зимарева Т.Т., 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ оглавление .............................................................................................3 Введение.................................................................................................6 Учебная программа КУРСА «психология жизненных ситуаций» ..........................................................................................7 Основные направления психологии, изучающие концепт «ситуация» ......................................................................................16 Парадигмы социальной психологии (по Шихиреву П.Н.) .................17 Анализ вклада различных авторов в разработку концепта «ситуация» ......................................................................................19 Соотношение понятий «среда» и «ситуация»...................................25 Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения (по Х. Хекхаузену) ........................................................26 Взаимодействие личностных и ситуационных факторов (по Х. Хекхаузену) ...........................................................................27 Социокультурный подход к объяснению поведения (по Х. Хекхаузену)......................................................................................28 Классификация жизненных ситуаций (по Р. Бендлеру и Дж. Гриндеру) ..................................................................................33 Классификация жизненных ситуаций зарубежных и отечественных авторов ..................................................................34 Классификация жизненных ситуаций (по Г. Бендлеру и Л. Юнсону) ...........................................................................................35 Концепция жизненных миров личности (по Ф.Е. Василюку) ............36 Типология критических ситуаций (по Ф.Е. Василюку) ......................37 Проблемы изучения психологии ситуаций (по Д. Магнуссону) .....................................................................................38 Разновидности сложных ситуаций и основные параметры их категоризации (по А.В. Либиной) ..............................................39 Фазы развития стресса (по Г. Селье).................................................42 Формирование механизмов адаптации к стрессовой ситуации ..........................................................................................43 Синергетическая модель кризиса ......................................................44 Темпоральная (временная) характеристика кризиса .......................45 Варианты прохождения фаз кризиса .................................................46 Закономерности протекания кризиса.................................................47 Трансформация структуры личности в период прохождения кризиса .....................................................................48 Динамика изменений самосознания в период кризиса (по А. Шадуре) .......................................................................................50 3
Стр.3
Классификация кризисов (по В.Г. Ролинеку, В.А. Контрович, Е.И. Крукович)..............................................................51 Кризисы адаптации к жизни (по Р.А. Ахмерову) ...............................52 Типология критических ситуаций (по Р.А. Ахмерову).......................53 Модель прохождения женщинами возрастных кризисов (по Гейл Шихи) ................................................................................54 «Модели поведения» женщины при выборе жизненного пути ..................................................................................................55 Наиболее общие стратегии поведения в значимых ситуациях.........................................................................................63 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях ..............................64 Классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях (по Л. Бурлачук, Е. Коржовой) .....................................67 Влияние событий на поведение индивида........................................68 Формирование поведения в стрессовой ситуации ...........................69 Колесо компетентности (по Н.Г. Осуховой).......................................70 Связь отношения к себе и возможности противостояния стрессу .............................................................................................71 Личностные диспозиции и их влияние на противостояние стрессу .............................................................................................71 Основные характеристики поведения личности в экстремальной ситуации................................................................74 Динамика аффективных переживаний в зоне чрезвычайной ситуации .................................................................75 Стратегии преобразования трудных жизненных ситуаций..............77 Уровни организации психологической защиты личности.................78 Параметры формирования психологических защит.........................79 Факторы формирования механизмов психологической защиты.............................................................................................80 Функционирование межличностных психологических защит................................................................................................81 Классификация психологических защит в соответствии с этапами развития «Я»....................................................................82 Классификации психологических защит............................................83 Иерархическая классификация защит и свойственных им способов коррекции (по материалам Дж. Вейлланта) ................84 Взаимосвязь дисгармоничного воспитания, акцентуаций характера и защитных установок ..................................................86 Функциональные особенности механизмов психологической защиты и копингов.............................................89 4
Стр.4
Защитная и совладающая стратегии в зависимости от специфики организации усилий относительно конечного результата в концепции Совладающего Интеллекта ......................................................................................90 Формирование копинг-стратегии ........................................................91 Проблемно-ориентированное и эмоциональноориентированное совладание с внешним и/или внутренним стрессором .................................................................93 Классификация стратегий совладания Чарльза Карвера................94 Копинг – стратегии ...............................................................................95 Характеристика «удачных» и «неудачных» процессов переживания....................................................................................96 Приемы приспособления в трудных жизненных ситуациях.............97 Модель взаимодействия психолога и клиента в кризисных ситуациях и при работе с жертвами чрезвычайных ситуаций ........................................................................................106 Стадии психологического сопровождения.......................................109 Психологический дебрифинг ............................................................115 Развитие интегративных механизмов психики в онтогенезе .....................................................................................119 Уровни психической интеграции.......................................................126 Концепция персонального пространства в проксемике (Э. Холла) ............................................................................................131 Пространственное реагирование человека ....................................132 Психодиагностический инструментарий, используемый в курсе «психология жизненных ситуаций»...................................135 Терминологический справочник .......................................................143 литература..........................................................................................154 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически