Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Куприн А. И.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7107
АннотацияОб авторе (Куприн Александр Иванович).
Кому рекомендованоОб авторе
Куприн А. И.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7107 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КУПРИН, Александр Иванович [26. <...> Победа русской армии в русско-турецкой войне возбудила в мальчике желание стать военным. <...> Близкий автору герой повести "Поединок" Ромашов, выпускник военного училища, скажет о Себе: "Моя душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена". <...> Однако, прочитав вскоре толстовских "Казаков", юный автор критически переоценил свой подражательный рассказ, придя к выводу о ценности "жизненной правды" в литературных произведениях. <...> Служба в 1891--1894 гг. в заштатных городках Проскурове и Волочиске дала К. возможность досконально узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. <...> В повести "Впотьмах", рассказах "Психея", "Лунной ночью", написанных в эти годы, преобладают еще искусственные сюжеты, условные приемы. <...> С "Дознания" начинается цепочка произведений К., связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к "Поединку": "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Прапорщик армейский" (1897), "Поход" (1901) и др. <...> В описании пошлости провинциального семейства К. следует за А. П. Чеховым, автором "Учителя словесности"; герой повести инженер Бобров, с его нервностью, обостренной душевной чуткостью, обрисован во многом погаршински; в разговорах Боброва с доктором порой слышится гневная толстовская интонация, а "живые цифры", иллюстрирующие жестокость капитализма, словно сошли со страниц очерков Успенского. <...> Но главная тема повести, тема русского капитализма -- Молоха, прозвучала так ново и значительно, что сделала это произведение этапным не только для К., а и для всей русской литературы. <...> Образ Молоха -- попытка с помощью иносказания, символа выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. <...> Почти до конца повести рабочие изображаются как долготерпеливые жертвы Молоха, настойчиво звучит их сравнение с детьми. <...> Выступление рабочих остается лишь эпизодом, бросившим грозный отсвет на судьбы героев "Молоха <...>
Куприн_А._И._Биобиблиографическая_справка.pdf
КУПРИН, Александр Иванович [26.VIII(7.IX).1870, Наровчат Пензенской губ.-- 25.VIII.1938, Ленинград] -- писатель. Отца, Ивана Ивановича, мелкого чиновника-письмоводителя, умершего в 1871 г., К. не помнил. Первые его детские воспоминания связаны с Вдовьим домом в Москве, в Кудрине, где мать К. Любовь Алексеевна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, поселилась с трехлетним сыном в 1873 г. В 1876 г. мать отдает К. в Московский Разумовский пансион. В сиротском пансионе К. испытывал "жгучие детские скорби"; тогда же впервые проявились черты характера будущего писателя: "упрямая воля, дух предприимчивости" делали его предводителем во многих мальчишеских затеях, в том числе и неудавшемся побеге из пансиона. Его выделяли из сверстников неуемная фантазия, "рассказчичьи таланты". Сочинявшиеся им "пестрые чудесные истории" вызывали восторг товарищей и раздражение классных дам, для которых он был "мальчик-лгун", "настоящий бунтарь" (рассказ "Храбрые беглецы"). К семилетнему возрасту относится первое сочиненное К. стихотворение. Любимым чтением в ранние годы были романы Ф. Купера, Г. Эмара,Ж. Верна. Победа русской армии в русско-турецкой войне возбудила в мальчике желание стать военным. В 1880 г. он выдерживает экзамен во 2-ю Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Впоследствии в повести "На переломе (Кадеты)" К. описал уродства системы, готовящей будущих офицеров. "Воспоминания о розгах в кадетском корпусе остались у меня на всю жизнь",-- скажет К. незадолго до своей смерти. Лишь уроки преподавателя литературы Муханова оставили о себе светлую память. После окончания кадетского корпуса К. поступает в военное училище. О своем пребывании в Московском Александровском училище (1888--1890) он не раз будет писать впоследствии. Близкий автору герой повести "Поединок" Ромашов, выпускник военного училища, скажет о Себе: "Моя душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена". В кадетские и юнкерские годы у К. постепенно созрела мечта стать "поэтом или романистом". Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13--17 лет, среди них стихотворение о казни народовольцев "Сны", сатирическая "Ода Каткову". В эти годы К. особенно увлекается поэзией Г. Гейне. Он знакомится с литератором "искровской" школы Л. И. Пальминым, который советует ему обратиться к прозе и содействует первому выступлению К. в печати. Основанный на газетной хронике рассказ о самоубийстве провинциальной актрисы "Первый дебют" (Русский сатирический листок.-- 1889.-- No 48) вызвал любопытство товарищей-юнкеров. Однако, прочитав вскоре толстовских "Казаков", юный автор критически переоценил свой подражательный рассказ, придя к выводу о ценности "жизненной правды" в литературных произведениях. Местом своей армейской службы подпоручик К. выбрал наугад 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губ. Служба в 1891--1894 гг. в заштатных городках Проскурове и Волочиске дала К. возможность досконально узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В офицерской среде К. столкнулся с тем, что ежедневно будет видеть герой "Поединка": муштра, шагистика, помыкание подчиненными; вечером, после службы, скука, пьянство, разврат -- все это рождало ощущение "тяжелой и непонятной бессмыслицы военной службы". В 1893 г. К. сделал попытку изменить ход своей жизни, сдать экзамены в Академию Генерального штаба, однако из-за стычки с полицейским чином, происшедшей в Киеве, по пути в Петербург, он был отстранен от сдачи экзаменов. Занятия литературной работой К. уже не оставлял. В повести "Впотьмах", рассказах "Психея", "Лунной ночью", написанных в эти годы, преобладают еще искусственные сюжеты, условные приемы. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни "Из отдаленного прошлого" ("Дознание"), опубликованный в петербургском журнале "Русское богатство" (1894.-- No 8). С "Дознания" начинается цепочка произведений К., связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к "Поединку": "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Прапорщик армейский" (1897), "Поход" (1901) и др. В августе 1894 г. К. в чине поручика выходит в отставку: продолжать служить в армии он не мог, но каких-либо определенных планов на дальнейшее не было, как не было и никакой гражданской специальности, "знаний ни научных, ни житейских" ("Автобиография"). В следующие годы (1894--1899) К. перепробовал множество занятий, странствуя по югу России. На киевских пристанях с артелью грузчиков разгружает баржи с арбузами, организует в Киеве атлетическое общество, совершает в 1896 г. поездку по шахтам и заводам Донбасса и работает несколько месяцев на одном из заводов, в 1897 г. на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, в 1899 г. на несколько месяцев вступает в провинциальную труппу, работает землемером, сближается с артистами цирка. Огромный запас наблюдений К. дополнял упорным самообразованием, чтением, (в частности, увлекся очерковыми произведениями Г. Успенского). Именно в эти годы К. становится профессиональным литератором, сотрудничает с 1894 г. в газетах "Киевское слово", "Жизнь и искусство", "Киевлянин". В полной мере К. познает "черное газетное дело", ему приходилось писать "заметки об уличных происшествиях или смешные сценки из камер
Стр.1