КУКОЛЬНИК, Нестор Васильевич [8(20).IX.1809, Петербург -- 8(20).XII.1868, Таганрог] -драматург,
поэт, прозаик, художественный критик, журналист. Родился в семье профессора
Петербургского педагогического института. Учился в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
(окончил в 1829 г.) одновременно с Н. В. Гоголем, играл с ним в гимназическом театре в "Недоросле"
Фонвизина, писал стихи и драмы (в т. ч. знаменитую впоследствии драму "Торквато Тассо"). В 1827--1830
гг. прокатившаяся по учебным заведениям России волна искоренения свободомыслия затронула и
Нежинскую гимназию, где возникло т. н. "дело о вольнодумстве". К. горячо выступил на стороне главы
"вольнодумцев" проф. Белоусова, взял вину на себя, но перед выпуском из гимназии отказался от своих
показаний. Компромисс не помог, и он, первый ученик, был выпущен без присвоения чина и золотой
медали.
Затем был учителем в Виленской гимназии, служил в Петербурге, в 1847--1856 гг. находился в
провинции в командировке от военного министерства. В Петербурге собрал вокруг себя широкий круг
деятелей культуры, особенно был близок с художниками Брюлловым и Айвазовским, актерами П.
Каратыгиным и Щепкиным. Тесная дружба связывала К. с великим русским композитором М. И.
Глинкой. Ими были созданы десятки песен и романсов (в т. ч. "Попутная песня", "Сомнение",
"Колыбельная песня", "Жаворонок", цикл "Прощание с Петербургом" и др.), арии; Глинка написал музыку
к драме К. "Князь Холмский".
Первое опубликованное К. произведение -- драматическая фантазия "Торквато Тассо" (1833) -встретило
горячий прием и принесло автору славу. О ней одобрительно отозвались В. Г. Белинский, Н. А.
Полевой, В. К. Кюхельбекер и др. Драма в стихах "Рука Всевышнего отечество спасла" (1834),
посвященная защите Москвы в 1612 г. народным ополчением во главе с К. Мининым и Д. М. Пожарским
и избранию на царствование Мих. Романова, вызвала противоречивую реакцию: патриотический дух,
элементы народности и в целом довольно сильные, по признанию даже оппонентов К., стихи снискали
драме огромный успех; вместе с тем официозность ее, проявившаяся уже здесь риторичность и
отступления от исторической правды подверглись справедливой критике. Отрицательный отзыв Н.
Полевого в "Московском телеграфе" (1834, No 3) стал поводом к давно готовившемуся запрещению
журнала. Задуманная как произведение эпическое, написанная размером "Бориса Годунова" (белым
пятистопным ямбом) драма К- в целом уступала современным ей лучшим достижениям романтической и
зарождающейся реалистической русской литературы. История рассматривалась в ней под углом зрения,
совпадающим с уваровской теорией "официальной народности", патриотизм в драме порой перерастал в
гипертрофированный монархизм и демонстрацию верноподданничества, эпическая торжественность речи
переходила в высокопарность. Это свойственно и некоторым другим драмам К. ("Князь Михаил
Васильевич Скопин-Шуйский", 1835; "Роксолана", 1835; "Генерал-поручик Паткуль", 1846; "Денщик",
1852, и др.), вызвавшим отрицательные оценки передовой критики. Но драмам К. нельзя отказать и в
значительных достоинствах. Они написаны ярким, талантливым стихом, пронизаны идеей патриотизма,
проповедуют идеалы душевного благородства, человечности, верности, чувства гражданского долга.
Оставаясь в теории противником "натуральной школы", К. на практике искал пути к реализму, к
подлинной народности, а в области языка -- к его демократизации (см. драмы "Иоанн Антон Лейзевиц",
"Иван Рябов, рыбак архангелогородский", "Боярин Федор Васильевич Басенок", "Ермил Иванович
Костров" И др.). "Поэтическую теплоту души" и удачный рисунок характеров отметил в "Лейзевице"
Белинский, а об "Иване Рябове" отозвался так: "Особенное достоинство этого нового произведения
составляет народный язык, доведенный до крайнего совершенства, и что особенно-то и важно -- под
русскою простонародною речью таится русский простонародный ум, русская душа". Н. А. Некрасов,
критикуя "Басенка" за риторичность и недостаток динамики, называл стихи драмы "прекрасными", а
драму в целом -- "гениальною" по сравнению с тогдашней русской драматургией. Наиболее ценная часть
творческого наследия К.-- проза, особенно многочисленные повести, рассказы и роман из глубоко
изученной им эпохи Петра I: "Авдотья Петровна Лихончиха", "Капустин, московский купец", "Прокурор",
"Сказанье о синем и зеленом сукне", "Часовой", "Позументы", "Новый год", "Сержант Иван Иванович
Иванов, или Все заодно", "Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова" и др. Белинский называл их
"талантливыми", "прекрасными", отмечал "оригинальность характеров", "верность природе, живость,
рельефность", писал о "неподражаемом мастерстве, с каким г. Кукольник изображает в своих повестях
нравы этого (эпохи Петра I.-- Т. Т.) интереснейшего момента русской истории" и т. д. Повести отличают
демократизм, "занимательность" сюжета, по выражению Белинского, мягкий юмор, колоритные картины
быта, народность языка, в связи с чем критик отметил, что К. "...одною стороною своего таланта
примкнулся к так называемой натуральной школе..." (1847). Тяготеющие к реализму, нередко
психологически и событийно достоверные, исторические повести и романы К. пользовались успехом у
читателей 30--40 и 80 гг. Эпоха Петра I привлекала К. демократическими началами, духом прогрессивных
исторических перемен (актуальным для России середины XIX в.), ростом авторитета России; он искал в
ней образцы нравственной и социальной справедливости (не выходя, однако, за рамки монархизма). Так, в
Стр.1