КРЫЛОВ, Виктор Александрович, псевдоним -- Виктор Александров [29.I(10.II).1838, Москва -28.II(13.III).1906,
Петербург] -- драматург, театральный деятель и критик. Родился в семье стряпчего
духовного происхождения. Мать -- немка, родственница Ф. А. Брокгауза, издателя Энциклопедического
словаря. Учился сначала в одной из московских гимназий, затем -- в Петербургском главном
инженерном училище (из которого вышли Ф. М. Достоевский и Д. В. Григорович). После окончания
училища (1856) получает офицерское звание и поступает в Инженерную академию, учебу в которой
совмещает с преподаванием начертательной геометрии во 2-м Кадетском корпусе. По окончании
академии с 1859 г. преподает в инженерном училище. Однако увлечение литературой постепенно
побеждает интерес к точным наукам. В 14-летнем возрасте К. начинает сочинять стихи. В середине 50-х
гг. пишет несколько романсов на музыку своего друга композитора Ц. А. Кюи, среди них -- популярный
в то время романс "Тайна", затем (1857--1859) либретто для опер того же композитора. В 1858 г. К.
написал первую пьесу -- одноактную комедию "Прямо не было" по повести А. В. Дружинина "Полинька
Сакс". В 1862 г. он публикует первую большую критическую статью о пьесе А. С. Грибоедова "Горе от
ума" и ее постановке в Александрийском театре (газета "Северная пчела", 5 и 6 окт. 1862 г.),
привлекшую внимание В. Ф. Корша, начинавшего тогда издание "Санкт-Петербургских ведомостей" и
предложившего К. вести в этой газете театральную хронику. С 1863 по 1865 г. К. -- постоянный
сотрудник театрального отдела газеты. Директор инженерного училища нашел литературные занятия
несовместимыми с военной службой, и К. без сожаления выходит в отставку в 1867 г., и полностью
отдается литературной деятельности.
В 1864 г. К. пишет первую большую пьесу "Против течения", по рассказу М. С. Щепкина. Это
драма из крепостного быта о деспотизме помещика, доведшего до самоубийства крепостного музыканта,
который посмел полюбить его дочь. Первоначально пьеса не была разрешена цензурой из-за того, что "в
ней не проявляется нравственных начал в двух главных действующих лицах" (ЦГАЛИ.-- Ф.230). В 1865
г. она была все же сыграна Малым театром, но прошла всего два раза и была снята с репертуара, якобы,
по болезни одного из исполнителей.
В 1869 г. К. издает книгу обличительных очерков "Столбы. Старая погудка на новый лад. Черты
нравов города Провалишина", в которой раскрывает злоупотребления помещика Псковской губ. Вакселя
(в книге назван Фискелем) в отношении его бывших крепостных. Возбужденное Вакселем против К.
уголовное дело послужило предметом громкого процесса о клевете.
С 1870 г. после успешной постановки комедии "К мировому" К. окончательно посвящает себя
театру, становится одним из самых плодовитых и репертуарных драматургов своего времени. Им
написано около 125 пьес, более 30 оригинальных, а в основном -- инсценировки и переделки
произведений русских и иностранных авторов.
Наряду со всевозможными развлекательными комедиями, водевилями, опереточными текстами,
К- пишет злободневные комедии и драмы. Это тенденциозные либерально-обличительные пьесы,
главный герой (или героиня) которых, как правило, молодой интеллигент, обличающий косность,
бюрократизм, буржуазное хищничество, произносящий эффектные фразы о добре, справедливости,
всеобщем равенстве перед законом. К. рисует быт и нравы разнообразных социальных слоев, поднимает
актуальные проблемы: реформе суда посвящена комедия "К мировому" (1870); земской деятельности и
борьбе партий земцев -- "Земцы" ("Змей Горыныч", 1874); финансовым аферам, проводимым на
законном основании,-- "В духе времени" (1877); жалкому положению "маленького человека", мелкого
чиновника -- "Горе-злосчастье" (1879); стремлению интеллигенции к общественной деятельности в свете
высоких идеалов -- "Не ко двору"_("Надя Муранова", 1882); пореформенной деревне, втянутой в процесс
буржуазных отношений, -- "Около денег" (по роману А. А. Потехина, 1883) и др. С середины 80 гг. К.
отходит от гражданской проблематики, выступает в защиту патриархальных семейных устоев ("Семья
Пришельцевых", 1886; "Разлад", 1887).
На протяжении 80--90 гг. К. становится драматургом, сочиняющим пьесы на все темы и вкусы,
необычайно легко меняющим жанры. Он обращается и к истории: "Правительница Софья" (1883, в
соавторстве с П. Н. Полевым), "Девичий переполох" (1891), "Петр Великий" (1901), "1812 -Отечественная
война" (1902). Исторические драмы К. не глубоки, во многом не соответствуют
исторической правде и успех имели весьма скромный. Однако комедия "Девичий переполох" благодаря
умелому построению и остроумным сюжетным комбинациям имела огромный успех и не сходит по сей
день с театральных афиш.
Больше всего работал К. в жанре развлекательной комедии, столичную и провинциальную сцены
буквально наводняют его комедии-фарсы, водевили, одноактные пьески. Они строятся на лихо
закрученной интриге, модной тематике, содержат намеки на конкретных лиц и реальные события, как
правило, скандально или анекдотически известные и узнаваемые. Занимательность сюжета в сочетании с
прекрасным знанием законов сцены создала многим пьесам К. шумный успех. Среди них: "По
Стр.1