Нечаева В. Крылов И. А. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 686-695.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-6862.htm
КРЫЛОВ Иван Андреевич [1768-1844] - русский писатель. Р. в Москве в семье армейского
офицера. Ранние годы К. протекали в убогой домашней обстановке, в богатых домах "покровителей", где
он занимал положение среднее между лакеем и воспитанником, в мещанской уличной толпе, среди
повытчиков и приказных губернского магистрата, куда он был записан на службу подканцеляристом
девяти лет от роду. Обильное чтение, занятия самоучкой французским яз. заменили ему школу, В 1783
при содействии одного из "покровителей" К. удалось перевестись на службу в Петербург, где он
принужден был на грошевое жалование содержать мать и брата.Жизнь в столице скоро вызвала в К.
сильное увлечение театром и лит-рой, и у него завязались знакомства в актерской (Дмитревский) и
писательской среде. После первых лит-ых попыток в драматическом роде К. всецело отдается
журнальной деятельности.
Резкая сатирическая направленность его пьес и журнальных статей, равно как и язвительные
личные выпады против лиц, имевших власть в театральном и лит-ом мире (Соймов, Княжнин),
доставили К. много врагов и побудили временно отойти от лит-ры. 1793-1806 К. проводит в провинции,
предаваясь азартной карточной игре в сомнительных притонах, проживая в качестве не то
приживальщика, не то секретаря и учителя в богатых помещичьих домах (Бенкендорфа, Голицына,
Лопухина,Шанинцева). К этим годам относится создание лучших комедий К. и первых его басен. С 1806
К. поселяется в СПБ., поступает на службу и, благодаря сближению с влиятельной и культурной семьей
Олениных, быстро начинает приобретать лит-ую известность и прочное материальное положение. Его
определяют в Императорскую публичную библиотеку, назначают ему пожизненную пенсию,
представляют ко двору, где к нему благоволят как Александр, так и Николай I. Появляющиеся время от
времени новые басни укрепляют популярность К. и постепенно создают ему исключительную славу.
Жизнь писателя протекает чрезвычайно однообразно, он не выказывает интереса ни к современной литре,
ни к служебной деятельности, продолжая числиться в Публичной библиотеке до отставки в 1841.
Центром его интересов становится вкусная пища и покой; неумеренность в еде, ожирение в соединении с
крайней неподвижностью ускорили кончину Крылова.
Прежде чем избрать прославивший его жанр басни, К. стал известен как драматург, сатирикжурналист
и лирик. Его оды ("На заключение мира России со Швецией" и др.) шумно риторичны,
архаичны для эпохи Державина и тяготеют более к традициям Ломоносова. Интереснее его "Подражания
псалмам", проникнутые одной тенденцией: бог могущественный, но милостивый, "смиренных щит,
смиритель гордых", неизменно противопоставляется в них земным богам, распространяющим вокруг
себя горе и слезы. В дидактических посланиях К. по-своему трактует излюбленную тему XVIII в. -
сопоставление городской и сельской жизни. Типичный продукт городской мещанской среды, ее будущий
блестящий идеолог, К. уже в конце XVIII в. резко отмежевывается от среднепоместного
сентиментализма Карамзина и не прочь задеть последнего в комедиях и журнальных статьях. Если
послания К. и содержат иногда традиционное обличение развращенности городской культуры и
идиллическое изображение сельских "цветочков" и "зефиров", то эти ходовые штампы заменяются
другими, ярко реалистическими картинами, в к-рых он смеется над "золотым веком", "когда как скот, так
пасся человек", и противопоставляет ему современную, кипящую деятельностью жизнь столиц. В
послании "К другу моему", "О пользе страстей", "Письме о пользе желаний", "Блаженстве" К. изображает
мятущуюся натуру человека, вечно неудовлетворенного, всегда борющегося с противостоящей ему
природой, создающего городскую культуру. К. создает в этих произведениях своеобразный апофеоз
торговли, промышленности, к-рая движет жизнью города. "Все движется и все живет мечтой, / В к-рой
нам указчик первый страсти, / Где ни взгляну, торговлю вижу я; / Дальнейшие знакомятся края"... и т. д.
Однако К. отлично видел уродливые стороны городской жизни, и их обличению посвящены его
многочисленные статьи в журналах "Почта духов", "Зритель". Объектами наблюдения и сатиры К.
являются две группы столичного населения: прожигающее свою жизнь и расточающее отцовские имения
богатое дворянство и крупная бюрократия, накопляющая состояние взятками, кражей и т. д. Среди
статей особо выделяется "Похвальная речь в память моему дедушке", к-рая обличает помещиковкрепостников,
проматывающих родовое наследство. Драматическая деятельность К. отмечена сильным
влиянием классицизма. Начав с комической оперы "Кофейница" [1782-1784], в к-рой, при всей
условности композиции, развязки сюжета, образов добродетельных "пейзан", все же есть яркореалистические
черты как в обрисовке модной барыни и пройдохи-гадальщицы, так и в откликах на
крепостное право, К. переходит к совершенно чуждому ему жанру высоких трагедий. Он пишет
"Клеопатру" (не сохранилась), "Филомелу" под явным влиянием Сумарокова и Княжнина, но не
получает одобрения своих друзей, сам сознает несвойственность ему этого рода и возвращается к
Стр.1