Петр КРАСНОВ
Казачья "Самостийность"
Оригинал здесь -- http://www.krasnov-don.narod.ru/staty/ks/ks.html
Казачья "самостийность", самостоятельность казачьих областей, создание отдельного
государства "Юго-Восточного союза", или совсем не подчиненного России, или входящего в федерацию
государств, ее образующих, как самостоятельное самоуправляемое целое, неправда ли, как все это дико
звучит?
Мы слышим об этом с самой революции. Уже во времена атамана Каледина зародилась мысль об
отделении от России и самостоятельной жизни "по-своему", "по-казачьему". Казачья газета, выходящая в
Болгарии, в Софии. "Казачье слово" в третьем номере от 30 ноября 1921 года в передовой статье "Кто
виноват?" объясняет причины стремления казаков к отделению от России.
Ни в Русских головах, однако, ни в головах настоящих крепких казаков эта мысль не умещается.
Ехал, ехал по Воронежским, Тамбовским или Саратовским степям, проехал станцию Чертково, "стой!" -таможня,
"подавай пропуски, визы, подавай багаж для осмотра" -- "юго-восточная республика"...
Граница, пограничная стража, засеки, окопы... войска... Тот же Русский язык, та же вера православная, те
же обычаи. Русские лица, а все чужое... иностранное, что ли?
Если этнографически и отчасти географически можно понять самостоятельные Финляндию и
Грузию -- там и граница как-никак может быть установлена, и язык и обычай свой, не похожий на
Русский, и вера не та; или этнографически можно признать Эстонию, Латвию, Белоруссию, Польшу,
Украину: все-таки и язык, и характер, и обычаи хотя немного, да разнятся от Русских, -- то как устроить
самостоятельные Казачьи войска, как отделиться от России тем, кто и кровью, и узами родства, и
территорией, и верой православной, и славою своею так тесно связан с Россией, что отделить нельзя
одних от других. Как выбросить лучшую жемчужину короны Русской, гордость Русского государства!
Казаки в сумбурных степях придонских, в земляных городках, тыном оплетенных, сумели
раньше России устроить свою Государственность и горячо и крепко полюбить веру православную и
Родину.
В суровой дисциплине воспитанные, с самодержавным атаманом во главе (за малейшее
ослушание атаманову приказу -- смертная казнь: "в куль -- да в воду"), казаки любили Россию и
стремились все сделать для ее прославления.
Они были самостоятельны в своих набегах, они не признавали и не считались с великим князем
Московским тогда, когда слабосильно и неустроенно было Московское княжество, когда границы
казачьей вольницы не соприкасались с Московским княжеством и жили на Дону еще не казаки, а "сарыаз-маны",
что по-татарски означает "мы удалые головы"...
Но, как только начала крепнуть Русь, появился на Москве грозный Царь Иван VI Васильевич,
Донское войско спешит слиться с Русью, спешит засвидетельствовать и доказать, что на Дону живут
Русские люди, берегущие Государево имя и Государево достояние.
В те отдаленные времена старые казаки, поминая подвиги свои в боях с "погаными", говорили,
что они жили и сражались за то, "чтобы басурманская вера над нами не посмеялась, чтобы государевой
вотчины пяди не поступиться".
В старой песне, где повествуется о взятии казаками Казани, народный герой Ермак Тимофеевич
говорит царю Ивану:
Я разбивал, Государь, бусы корабли,
Бусы корабли не орленые, не клейменые.
Отслужу я, тебе, Государь, службу верную:
Ты позволь мне, Царь, Казань город взять,
А возьму я Казань ровно в три часа.
Да и чем меня будешь жаловать?
А теперича, надежда, православный Царь,
Приношу тебе буйною головушку...
Настало, на Руси Смутное время. Умер последний царь Федор Иоаннович, правил Борис Годунов,
Стр.1