Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610204)
Контекстум

Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению (220,00 руб.)

0   0
АвторыГололобов Евгений Ильич
ИздательствоИздательство Аксиома
Страниц132
ID671630
АннотацияВ пособие включены информационные и учебные материалы, практические и творческие задания для самостоятельной работы магистрантов по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению, в процессе выполнения которых магистранты приобретают компетенции направленные на формирование личности учащихся, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности. Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность: Историческое образование. Магистерская программа: Историко-краеведческое образование.
ISBN978-5-906714-11-4
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению : учеб.-метод. пособие в модульной технологии. 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность: Историческое образование. Магистерская программа: Историко-краеведческое образование / Е. И. Гололобов .— Тюмень : Издательство Аксиома, 2015 .— 132 с. — ISBN 978-5-906714-11-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/671630 (дата обращения: 16.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация_исследовательской_деятельности_учащихся_по_краеведению.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Е.И. Гололобов ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ Учебно-методическое пособие в модульной технологии 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Историческое образование Магистерская программа: Историко-краеведческое образование Тюмень Аксиома 2015
Стр.1
ББК 74.266.329 р УДК 372.893(072) Г 61 ISBN 978-5-906714-11-4 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Алексеева Любовь Васильевна д.и.н., профессор кафедры истории России Нижневартовского государственного университета. Захожая Татьяна Михайловна к.и.н., доцент, проректор по учебной работе Сургутского государственного педагогического университета. Пуртова Татьяна Владимировна, главный библиограф отдела краеведческой литературы и библиографии Государственной библиотеки Югры, заслуженный работник культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Г 61 Гололобов Е.И. Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению: Учебно-методическое пособие в модульной технологии. 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность: Историческое образование. Магистерская программа: Историко-краеведческое образование. – Тюмень: Аксиома, 2015. – 160, [1] с. В пособие включены информационные и учебные материалы, практические и творческие задания для самостоятельной работы магистрантов по организации исследовательской деятельности учащихся по краеведению, в процессе выполнения которых магистранты приобретают компетенции направленные на формирование личности учащихся, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности. Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Направленность: Историческое образование. Магистерская программа: Историко-краеведческое образование. ISBN 978-5-906714-11-4 © Сургут, СурГПУ, 2015 © Гололобов Е.И., 2015
Стр.2
Содержание Предисловие ....................................................................................................................................... 5 Структура модулей ........................................................................................................................... 9 МОДУЛЬ 1. Создание информационной источниковой базы по краеведческой тематике ........................................................................................................................................... 17 У.Э. 1.1. Опубликованная историческая информация по краеведческой тематике ..................................................................................................... 19 У.Э. 1.1.1. Научная литература по истории региона ...................................................................... 20 У.Э. 1.1.2. Краеведческая литература и справочные издания по истории региона .................................................................................................................. 22 Приложение 1 (У.Э. 1.1.2.) Библиографические пособия Государственной библиотеки Югры ......................................................................................................................................... 25 У.Э. 1.1.3. Периодическая печать как исторический источник по краеведческой тематике ..................................................................................................... 26 Приложение 1 (У.Э. 1.1.3.) Газеты ХМАО-Югры .......................................................................... 29 У.Э. 1.2. Неопубликованная историческая информация по краеведческой тематике................. 30 У.Э. 1.2.1. Архивные материалы в системе организации исследовательской деятельности учащихся по краеведческой тематике .................................................................................... 31 Приложение 1 (У.Э. 1.2.1.) ................................................................................................................ 35 Приложение 2 (У.Э. 1.2.1.) Характеристика комплекса источников ............................................ 36 Приложение 3 (У.Э. 1.2.1.) Как осуществлять первичный анализ архивных документов по теме исследования? ............................................................................................................ 40 У.Э. 1.2.2. Археологические и этнографические источники в исследовательской деятельности по краеведческой тематике .......................................................................................... 42 Приложение 1 (У.Э. 1.2.2.) Древняя история Сургутского Приобья ............................................ 44 У.Э. 1.2.3. Устные источники по истории региона ........................................................................ 66 Приложение 1. (У.Э. 1.2.3.) Документы личных и семейных архивов ........................................ 69 У.Э. 1.3. Создание информационных ресурсов по краеведческой тематике ............................... 71 У.Э. 1.3.1. Использование интернет-ресурсов для поиска верифицированной информации по краеведческой тематике ..................................................................................................... 72 Приложение 1. (У.Э. 1.3.1.) Архивная информация в сети Интернет .......................................... 74 Приложение 2 (У.Э. 1.3.1.) Состав фондов архивов Ханты-Мансийского автономного округа Югры ............................................................................................................................ 76 У.Э. 1.3.2. Разработка базы данных по краеведческой тематике .................................................. 78 Приложение 1. (У.Э. 1.3.2.) ............................................................................................................... 80 У.Э. 1.4. Рубежный контроль по модулю 1. «Создание информационной источниковой базы по краеведческой тематике» .......................................................................................... 87 МОДУЛЬ 2. Организация исследовательской деятельности школьников по написанию проекта по краеведческой тематике ......................................................................... 88 У.Э. 2.1. Разработка научного аппарата исследования по краеведческой тематике ................... 89 У.Э. 2.1.1. Определение предмета и проблемы исследовательского проекта .............................. 90 Приложение 1. (У.Э. 2.1.1.) Понятийный словарь.......................................................................... 92 Приложение 2. (У.Э. 2.1.1.) Формулировка темы исследования................................................... 92 У.Э. 2.1.2. Разработка гипотезы исследовательского проекта по краеведческой тематике ....... 93 У.Э. 2.2. Проведение исторического исследования по краеведческой тематике ........................ 95 У.Э. 2.2.1. Проектирование и планирование проверки гипотезы исторического исследования по краеведческой тематике .............................................................................................. 96 – 3 –
Стр.3
У.Э. 2.2.2. Оформление текста исторического исследования по краеведческой тематике и презентация его результатов ................................................................................................... 98 У.Э. 2.3. Рубежный контроль по Модулю 2. «Организация исследовательской деятельности школьников по написанию проекта по краеведческой тематике» ............................... 98 МОДУЛЬ 3. Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории .................................................................................................................................... 99 У.Э. 3.1. Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению при разработке историко-культурного стандарта по региональной истории .......................... 100 У.Э. 3.1.1. Выбор ключевых процессов, событий, персоналий историко-культурного стандарта по истории Севера Западной Сибири ........................................................................ 101 Приложение 1 (У.Э. 3.1.1.) Материалы к историко-культурному стандарту истории севера Западной Сибири ....................................................................................................... 103 Приложение 2. (У.Э. 3.1.1.) Цели и задачи изучения региональной истории ........................... 108 У.Э. 3.1.2. «Трудные вопросы» истории Севера Западной Сибири ............................................ 110 Приложение 1. (У.Э. 3.1.2.) Сургутский район в 1930-е гг. ......................................................... 112 У.Э. 3.2. Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке элективного курса по краеведческой тематике .......................................................................... 116 У.Э. 3.2.1. Разработка элективного курса по краеведческой тематике ....................................... 117 Приложение 1 (У.Э. 3.2.1.) Методические требования, предъявляемые к составлению программы элективного курса.............................................................................................. 120 Приложение 2 (У.Э. 3.2.1.) Элективный курс ............................................................................... 122 У.Э. 3.2.2. Представление и защита собственного проекта элективного курса по краеведческой тематике ..................................................................................................................... 127 У.Э. 3.3. Рубежный контроль по Модулю 3. «Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории» ................................................................................................... 129 – 4 –
Стр.4
Предисловие Учебный курс «Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению» является одной из важнейших дисциплин вариативной части учебного плана магистерской программы «Историко-краеведческое образование». Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы магистрантов. Рост общественного интереса к региональной истории, повышение роли исторического образования, необходимость воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, утверждение новой концепции УМК по истории в школе1 требует от современного учителя истории не только методической, но и исследовательской подготовки. Только на основании актуализации историко-культурного наследия возможна действительная гуманитаризация образования. Ключевым звеном в этой цепи, безусловно, является региональная история (краеведение). Именно региональная история призвана определить место родного края в мировом историческом процессе, увязать историю региона с историей страны, утвердить чувство сопричастности жителей округа к его прошлому и традициям. Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению позволит учителю подготовить историографическую и источниковую базу для разработки методических материалов, направленных на достижение учебных результатов, заявленных в ФГОС, и воспитания личности учащегося, способного к самоидентефикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического и культурного опыта своего региона, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Курс «Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению» ориентирован на подготовку магистрантов, обладающих следующими компетенциями: ● готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения ОК-2; ● способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах ОК-4; ● готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности ОПК-1; ● готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия ОПК-3; ● способностью руководить исследовательской работой обучающихся ПК-3; ● способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование ПК-5; ● готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач ПК-6; ● способностью к осуществлению исследовательской деятельности в сфере краеведения, созданию интерпретаций истории региона в контексте истории страны ПК 23; ● способностью организовывать исследовательскую работу обучающихся в сфере исторического краеведения ПК-24. Цель курса: научиться организовывать исследовательскую деятельность учащихся по краеведению. Задачи курса: 1. Научиться создавать информационную источниковую базу по краеведческой тематике. 2. Научиться организовывать исследовательскую деятельность школьников по написанию проекта в рамках краеведческой тематики. 1 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/10/2013.10.21-Концепция_для размещения.pdf. – 5 –
Стр.5
3. Научиться организовывать исследовательскую деятельность учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории. Цели и задачи к курсу в целом и к каждому учебному элементу сформулированы как законченное действие. Большую роль играет самостоятельная работа магистрантов по освоению курса. По окончании изучения курса магистранты должны: Знать: ● особенности и информационные возможности исторических источников; ● основную научную и краеведческую литературу по истории Севера Западной Сибири; ● основные исследовательские центры по истории Севера Западной Сибири; ● перспективные направления исследований по истории Севера Западной Сибири. Уметь: ● организовывать сбор и обработку источников по региональной, локальной истории; ● использовать разнообразные формы индивидуальной и коллективной исследовательской работы; ● использовать краеведческие исследования учащихся на уроках истории и в элективных курсах; ● разрабатывать базы данных по краеведческой тематике; ● организовывать комплексные краеведческие исследования учащихся. Владеть: ● навыками анализа и интерпретации исторической информации; ● навыками организации и осуществления исследовательских проектов школьников; ● навыками проектирования, планирования и проведения занятий по краеведческой тематике. Курс состоит из трех модулей. 1. Создание информационной источниковой базы по краеведческой тематике. В рамках модуля магистранты учатся осуществлять сбор и первичный анализ опубликованной и неопубликованной исторической информации по конкретной краеведческой теме. Учатся разрабатывать информационные ресурсы по краеведению. В результате освоения модуля магистранты должны подготовить пакет документов по конкретной краеведческой теме, включающий в себя исследовательскую (обоснование актуальности и новизны темы с опорой на историографический обзор научной и специальной литературы, краткая характеристика источников и т.д.) и методическую (алгоритмы, памятки, правила для учащихся для организации исследовательской деятельности учащихся по выбранной теме) части. Все это позволяет магистрантам получить исследовательский опыт и конвертировать его в методические разработки. 2. Организация исследовательской деятельности учащихся по написанию проекта в рамках краеведческой тематики. В ходе модуля на практических занятиях магистранты применяют, полученные в бакалавриате компетенции к разработке научного аппарата краеведческого исследования, формулировке гипотезы, планированию и проектированию ее проверки. Оттачивают навыки оформления текста исследовательской работы и презентации ее результатов. Затем на основе полученного опыта магистранты учатся разрабатывать методические материалы для учащихся по подготовке и осуществлению исследовательского проекта по краеведению. 3. Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории. В результате освоения модуля магистранты получают опыт разработки Историко-культурного стандарта по региональной истории, формулировки «трудных вопросов» и работы с ними. Опыт разработки элективного курса по краеведению, ориентированного на реализацию Историко-культурного стандарта по региональной истории. Также магистранты получают опыт подготовки методических материалов по организации исследовательской деятельности учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории. – 6 –
Стр.6
Курс рассчитан на семестр и преподается в рамках модульно-рейтинговой формы обучения. Общий объем курса – 108 часов. Текущий контроль осуществляется в различных формах: устных ответах на практических занятиях, выполнении творческих заданий исследовательского характера и по составлению различных методических материалов. Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который магистранты получают по освоению трех модулей и сдаче всех письменных материалов. Учебное пособие состоит из основной части, содержащей разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также приложений, включающих фрагменты учебных текстов, информационные материалы, документы. Наличие приложений обусловлено желанием автора максимально полно представить собственный многолетний опыт изучения региональной истории, сотрудничества с краеведческим отделом Государственной библиотеки Югры и работы с учителями и учащимися Сургута и Сургутского района по организации исследовательской деятельности по краеведению. Пособие также ориентировано на активное, деятельное использование ресурсов Internet. В приложение 1 к У.Э. 1.2.2. «Использование археологических и этнографических источников в исследовательской деятельности по краеведческой тематике» вошел текст д.и.н., профессора, известного сибирского археолога первого проректора СурГПУ И.Г. Глушкова «Древняя история Сургутского Приобья». К сожалению, Игоря Геннадьевича нет с нами, но его идеи и дела продолжают жить и публикация данного текста тому яркое подтверждение. В приложении к У.Э. 1.3.1. и 1.3.2. использованы материалы выпускных квалификационных работ студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления, 032001.65» Дианы Буйновской «Деятельность архивов Ханты-Мансийского автономного округа Югры в сохранении, изучении и популяризации историко-культурного наследия. Сургут, 2015» и Марии Минеевой «Использование информационных технологий в создании научно-справочного аппарата Архивного отдела администрации г. Сургута. Сургут, 2015», выполненных под руководством автора пособия. Разработка методических материалов ориентирована на старших школьников (10-11 кл.). Пособие адресовано магистрантам направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность: историческое образование. Оно также может быть рекомендовано аспирантам исторических специальностей и учителям истории. Учебно-тематический план № п/п Название темы 1. Модуль 1. Создание информационной источниковой базы по краеведческой тематике 1.1. Опубликованная историческая информация по краеведческой тематике 1.1.1. Научная литература по истории региона 1.1.2. Краеведческая литература и справочные издания по истории региона 1.1.3. Периодическая печать как исторический источник по краеведческой тематике 1.2. Неопубликованная историческая информация по краеведческой тематике 1.2.1. Архивные материалы в системе организации исследовательской деятельности учащихся по краеведческой тематике 1.2.2. Археологические и этнографические источники в исследовательской деятельности по краеведческой тематике 1.2.3. Устные источники по истории региона 1.3. Создание информационных ресурсов по краеведческой тематике 1.3.1. Использование Интернет-ресурсов для поиска верифицированной информации по краеведческой тематике – 7 – Трудоемкость Практ. СРС 52 14 4 4 6 18 6 4 8 14 6 16 6 2 2 2 6 2 2 2 4 2 34 8 2 2 4 12 4 2 6 10 4 КСР 2
Стр.7
№ п/п Название темы 1.3.2. Разработка баз данных по краеведческой тематике 1.4. Рубежный контроль 2. Модуль 2. Организация исследовательской деятельности школьников по написанию проекта по краеведческой тематике 2.1. Разработка научного аппарата исследования по краеведческой тематике 2.1.1. Определение предмета и проблемы исследовательского проекта 2.1.2. Разработка гипотезы исследовательского проекта по краеведческой тематике 2.2. Проведение исторического исследования по краеведческой тематике 2.2.1. Проектирование и планирование проверки гипотезы исторического исследования по краеведческой тематике 2.2.2. Оформление текста исторического исследования по краеведческой тематике и презентация его результатов 2.3. Рубежный контроль 3. 3.1. Модуль 3. Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке Историко-культурного стандарта и элективного курса по региональной истории Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению при разработке Историко-культурного стандарта по региональной истории 3.1.1. Выбор ключевых процессов, событий, персоналий историко-культутрного стандарта по истории Севера Западной Сибири 3.1.2. «Трудные вопросы» истории Севера Западной Сибири 3.2. Организация исследовательской деятельности учащихся при разработке элективного курса по краеведческой тематике 3.2.1. Разработка элективного курса по краеведческой тематике 3.2.2. Представление и защита собственного проекта элективного курса по краеведческой тематике 3.3. Рубежный контроль Всего: Трудоемкость Практ. СРС 8 6 28 12 6 6 10 6 4 6 28 12 6 6 10 6 4 6 108 6 4 2 2 2 2 28 2 6 4 2 2 2 2 6 4 20 8 4 4 8 4 4 4 20 8 4 4 8 6 2 4 74 2 2 КСР 2 2 2 6 – 8 –
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически