Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Декларация В.С.Соловьева

0   0
Первый авторКороленко Владимир Галактионович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6641
АннотацияК истории еврейского вопроса в русской печати.
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Короленко, В.Г. Декларация В.С.Соловьева : Статья / В.Г. Короленко .— : [Б.и.], 1909 .— 3 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/6641 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Галактионович Короленко "Декларация" В.С.Соловьева Date: 31 августа 2002 Изд: В.Г.Короленко. <...> ДЕКЛАРАЦИЯ" В.С.СОЛОВЬЕВА К истории еврейского вопроса в русской печати. <...> В октябре 1890 года я получил от покойного Владимира Сергеевича Соловьева (из Москвы) письмо, в котором говорилось между прочим: "Посылаю вам прилагаемое заявление литераторов и ученых с просьбой подписать его, считаю лишним распространяться о том, насколько подпись (эта) необходима (*). <...> Уезжая на днях в Петербург, покорнейше прошу подписанное вами заявление прислать мне туда по следующему адресу: "Европейская" гостиница на Михайловской улице. <...> С совершенным почтением, готовый к услугам Владимир Соловьев". <...> *) Самое заявление, о котором говорится в этом письме, -- составленное Соловьевым, кем-то подписанное и затем опять кое-где поправленное рукой Соловьева, -- состояло в следующем: "Ввиду систематических и постоянно возрастающих нападений и оскорблений, которым подвергается еврейство в русской печати, мы, нижеподписавшиеся, считаем нужным заявить: <...> 1) Признавая, что требования правды и человеколюбия одинаково применимы ко всем людям, мы не можем допустить, чтобы принадлежность к еврейской народности и Моисееву закону составляла сама по себе что-нибудь предосудительное (чем, конечно, не предрешается вопрос о желательности привлечения евреев к христианству чисто духовными средствами) и чтобы относительно евреев не имел силы тот общий принцип справедливости, по которому евреи, неся равные с прочим населением обязанности, должны иметь таковые же права. <...> 2) Если бы даже и было верно, что тысячелетние жестокие преследования еврейства и те ненормальные условия, в которые оно было поставлено, породили известные нежелательные явления в еврейской жизни, то это не может служить основанием для продолжения таких преследований и для увековечения такого ненормального положения, а, напротив <...>
Декларация_В.С.Соловьева.pdf
Владимир Галактионович Короленко "Декларация" В.С.Соловьева Date: 31 августа 2002 Изд: В.Г.Короленко. Собр. соч. в 5 тт. Л., "Худ. Лит.", Т. 3., 1990. OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) В.Г.Короленко. "ДЕКЛАРАЦИЯ" В.С.СОЛОВЬЕВА К истории еврейского вопроса в русской печати. В октябре 1890 года я получил от покойного Владимира Сергеевича Соловьева (из Москвы) письмо, в котором говорилось между прочим: "Посылаю вам прилагаемое заявление литераторов и ученых с просьбой подписать его, считаю лишним распространяться о том, насколько подпись (эта) необходима (*). Уезжая на днях в Петербург, покорнейше прошу подписанное вами заявление прислать мне туда по следующему адресу: "Европейская" гостиница на Михайловской улице. С совершенным почтением, готовый к услугам Владимир Соловьев". (* Пропуская несколько фраз -- В.К. *) Самое заявление, о котором говорится в этом письме, -- составленное Соловьевым, кем-то подписанное и затем опять кое-где поправленное рукой Соловьева, -- состояло в следующем: "Ввиду систематических и постоянно возрастающих нападений и оскорблений, которым подвергается еврейство в русской печати, мы, нижеподписавшиеся, считаем нужным заявить: 1) Признавая, что требования правды и человеколюбия одинаково применимы ко всем людям, мы не можем допустить, чтобы принадлежность к еврейской народности и Моисееву закону составляла сама по себе что-нибудь предосудительное (чем, конечно, не предрешается вопрос о желательности привлечения евреев к христианству чисто духовными средствами) и чтобы относительно евреев не имел силы тот общий принцип справедливости, по которому евреи, неся равные с прочим населением обязанности, должны иметь таковые же права. 2) Если бы даже и было верно, что тысячелетние жестокие преследования еврейства и те ненормальные условия, в которые оно было поставлено, породили известные нежелательные явления в еврейской жизни, то это не может служить основанием для продолжения таких преследований и для увековечения такого ненормального положения, а, напротив, должно пробуждать нас к большей снисходительности относительно евреев и к заботам об исцелении тех язв, которые нанесены еврейству нашими предками. 3) Усиленное возбуждение национальной и религиозной вражды, столь противной духу истинного христианства, подавляя чувства справедливости и человеколюбия, в корне развращает общество и может привести его к нравственному одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманных чувств и при слабости юридического начала в нашей жизни. На основании всего этого мы самым решительным образом осуждаем антисемитическое движение в печати, перешедшее к нам из Германии, как безнравственное по существу и крайне опасное для будущности России". В то время, когда это заявление попало ко мне, под ним подписались уже следующие лица: Л.Н.Толстой, профессор Герье, проф. Виноградов, проф. Тимирязев, проф. Янжул, проф. А.Н.Веселовский, В.А.Гольцев, Безобразов, профессор Ф.Фортунатов, С.Фортунатов, В.С.Соловьев, проф. Всев. Миллер, проф. А.И.Чупров, Н.Н.Милюков, Сизов, Гамбаров, Щепкин, Г.А.Джаншиев, Р.Р.Минилов, С.А.Муромцев, проф. Столетов, профессор гр. Комаровский, проф. Грот. Я охотно присоединил свою подпись и поблагодарил Соловьева за память обо мне в этом деле. Кое-какие детали редакции вызывали меня на некоторые замечания, но из-за оттенков я не считал нужным отклоняться от дела. Так же, очевидно, смотрел и В.С.Соловьев. Относительно одной поправки, сделанной его рукой (германское происхождение русского антисемитизма), он сообщил мне, что вписал
Стр.1