В. А. Дементьев
Биография И. Т. Кокорева 1
Москва сороковых годов. Очерки и повести о Москве XIX века
М., "Московский рабочий", 1959
Подготовка текста, послесловие и примечания Б. В. Смиренского.
OCR Бычков М. Н.
1 Написанная В. А. Дементьевым биография Кокорева не отличается художественными
достоинствами, автор ее не обладал, подобно Кокореву, литературным талантом. Ценность этого
документа в другом -- в многочисленных фактических данных, до сих пор остававшихся неизвестными и
сохраненных для нас близким другом писателя. Мы сочли возможным поэтому опубликовать его здесь в
подлинном виде, с сохранением всех особенностей стиля прошлого века.
Иван Тимофеевич Кокорев родился в Зарайске, Рязанской губернии, в 1825 или 1826 году.
Родители его были в то ли время или прежде крепостными дворовыми людьми полковника Д. В. Крюкова.
В Москву привезен он двух лет, к старшему брату Николаю, занимавшемуся иконописанием и довольно
хорошо ведшему свои дела Покойная мать их так всегда выражалась о своих детях: "Николай был первый
по Москве живописец, а Иван -- первый сочинитель". Николай умер 13 лет назад. Кроме него, у Кокорева
были еще три брата, из которых один поступил в военную службу. Иван Тимофеевич -- самый младший
из них
Воспитание ему дал старший брат, бывший с 1834 года купеческим сыном. В этом году, семи лет,
Кокорев поступил в Адриановское приходское училище, а потом в 3-е уездное училище. Воспоминанием
этого времени остались после него два похвальных листа за успехи и поведение. По выходе из училища
родные хотели сделать его иконописцем, по художеству брата, но он, как выразилась его мать, "и руками
и ногами что вы, говорит, тянете меня в живописцы! Еще бы вы сделали меня кузнецом. В кузнецы не
хочу и в живописцы не хочу". После этого упорного отказа, при содействии одного полюбившего его
уездного учителя -- Смирнова и директора И. А. Старинкевича, его отдали во второй класс 2-й
Московской гимназии, уже после экзаменов, на которые он почему-то не успел явиться. Памятью об этом
времени осталась подаренная ему в третьем классе за успехи и благонравие книга, от которой уцелел один
первый белый листок с подписью директора.
Учителя и товарищи все его любили. Учителя на вакацию не отпускали от себя -- так рассказывала
мать его,-- всегда брали с собой. "Богатых и благородных отцов были дети -- не возьмут на вакации, а еговозьмут.
Дал ему господь талант, можно ему создателя благодарить, не только ему, а и нам". Так всегда
заключала она свои рассказы. Без сомнения, учителя брали его не с собой, а давали ему случаи
отправляться в деревни для занятий с учениками низших классов, детьми богатых родителей. Покойный
отец его рассказывал наивно и с самодовольством, как он пришел раз к сыну в гимназию "Взошел я,
смотрю -- Ванюшка мой сидит и спрашивает из книги одного барчонка, а барчонок перед ним стоит. Я
после и спрашиваю Ивана: зачем это он перед тобой стоял? -- Да ведь я, говорит, над ним набольший".
Кокорев и сам любил светлые воспоминания этого времени. Он не раз с удовольствием вспоминал, как
после классов провожала его толпа товарищей, любивших его и заимствовавших от него познания, как, по
чьей-то рекомендации, он переписывал стихотворения графини Е. П. Ростопчиной и как ему приятно
было, когда она хвалила его за знание правописания. Около этого же времени, в последнем (пятом)
классе, он подружился с одним товарищем, дружба с которым сохранялась долго и после.
Из гимназии он вышел из пятого класса по несостоятельности внести в гимназию определенную
сумму в 1841 году.
По смерти брата Ипполита Кокорев вместе с отцом и братьями причислен был к московскому
мещанскому обществу.
По выходе из гимназии, лет 15--16, не имея средств к жизни и, подобно многим молодым людям,
увлекшись сценой, он хотел поступить в актеры и с просьбой об этом был у M. H. Загоскина, тогдашнего
директора театра. Старый литератор обласкал его, разговорился с ним. Кокорев, с целью показать себя,
начал высказывать свои сведения по литературе и стремление быть литератором. Загоскин ухватился за
это, нарочно распространился с ним о литературе, чтоб лучше узнать своего собеседника, и, угадав в нем
талант, дал ему совет посвятить себя литературе. Тогда Кокорев весь отдался чтению, которое любил еще
в гимназии, читал без разбора все, что попадет под руку, и запасся, конечно, поверхностными, но весьма
разнообразными сведениями, нужными для журнальной деятельности.
Стр.1